Логотип Тагильский Рабочий

Сегодня в Нижнем Тагиле начинается фестиваль «РахманинOFF», посвященный 150-летию со дня рождения великого композитора и пианиста

В Нижний Тагил для участия в фестивале приехал лауреат всероссийского конкурса, обладатель театральной премии «Золотая маска» в дирижерской номинации, руководитель и дирижер симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края, тагильчанин Дмитрий ЛУЗИН.

Изображение Сегодня в Нижнем Тагиле начинается фестиваль «Рахм Скачать изображение в формате JPG

- Дмитрий Григорьевич, какие воспоминания у вас о нашем городе?

- Да, родился и вырос в Нижнем Тагиле. Прежде всего, вспоминается 86-я школа, она была одной из лучших в Советском Союзе и сейчас держит пальму первенства. Валентина Макаровна Кусова - классный руководитель, может, и на концерт придет. Одноклассники тоже бывают на концертах. Преподаватели музыкальной школы - Екатерина Григорьевна Московцева и Наталья Алексеевна Герасименко.

Лет в 11 у меня возникли мысли о дирижировании. В восьмом классе написал в сочинении «Кем я хочу стать» про свое увлечение. Даже маму вызвали в школу: «Повлияйте на своего ребенка! Все пишут о рабочем или учителе, а у вашего какая-то блажь в голове. Что за фантазии? Мы понимаем, он талантливый человек, но как такое сочинение оценивать?»

Как сейчас помню 27 марта 1989 года, мне 13 лет. Прорвался после концерта Государственного академического симфонического оркестра, посвященного 150-летию со дня рождения Мусоргского, в гримерку к великому дирижеру Евгению Федоровичу Светланову. Тогда он, увидев юношу с горящим взором, удивился, но дал мне полезные советы. В этом же большом зале Московской консерватории, где самые знаменитые дирижеры выступали - от Рахманинова до современных, наших и иностранных - мне недавно посчастливилось дирижировать. И меня поселили в эту же самую гримерку, где с Евгением Федоровичем общался - восторг неописуемый!

Уже не мама меня, а я маму тогда по театрам, по концертам таскал - Москва, Ленинград, Рига… «Мама, хочу туда. Мама, хочу сюда!» Был на многих знаковых музыкальных событиях.
Окончил музыкальную школу, поступил в Нижнетагильское музыкальное училище, усиленно занимался на фортепиано и на флейте, дирижированием. Дальше - консерватория в Екатеринбурге. Пел в хоре, играл в оркестре. Работал в театрах.

- Сравнивая опыт работы хорового дирижера, театрального и в симфоническом оркестре, где вы себя ощущаете лучше?

- Каждому свое. Для меня лучше - руководить симфоническим оркестром. Масса друзей - моих коллег - видят себя в театре, причем одни хотят дирижировать только оперы, кто-то - оперетты и мюзиклы, другие предпочитают только балет. Когда в Омске балет дирижировал, смотришь не только в партитуру и на оркестр, а еще и на танцоров. Вот у него прыжок - у тебя рука в этот момент идет вверх, у танцовщицы - батман, кружение и… точка, и эту точку ты должен показать с оркестром. Я это все люблю, но уже как концертные номера.

Симфонический жанр - чистая музыка, но театральный опыт накладывает отпечаток, на каждую симфонию смотрю через него, придумываю историю, изучаю, что происходило с композитором, о чем он думал, когда писал эту музыку. Нравится исполнять саундтреки, у меня есть несколько программ с музыкой Эдуарда Артемьева, Исаака Шварца из фильмов Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Владимира Мотыля, из голливудских фильмов.

- Скоро 10 лет, как вы возглавляете симфонический оркестр Государственной филармонии Алтайского края. Как такой опыт сказывается на вашей работе?

- Когда дирижировал в Омском музыкальном театре, на меня обратили внимание из филармонии в Барнауле и пригласили работать. А это и была моя мечта - руководить симфоническим оркестром.

Набрали огромный репертуар, много гастролировали. Познакомился и подружился с Эдуардом Артемьевым, он для нас написал две оратории: «Алтайский сказ. Полет над временем» и «Мастер» про Василия Шукшина. Алексей Чернаков - современный московский и невероятно талантливый композитор, с которым мы сдружились, написал «Сибирскую поэму», наш оркестр исполнил ее в Москве впервые. В Барнауле мы сделали несколько опер в концертном исполнении, «Пиковую даму» Чайковского с солистами красноярской оперы, «Бориса Годунова» с барнаульским хором и солистом из Новосибирска.

По приглашению Ильи Семеновича Можайского, с которым мы «Золотую маску» получали (он сейчас является режиссером музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко в Москве и главным режиссером театра оперы Республики Коми в Сыктывкаре), в 2019 году ставил оперу «Сказки Гофмана». Объехали с программами всю Сибирь.

Ну и, конечно, - Нижний Тагил, я его люблю. С 2012 по 2016 год мы с симфоническим оркестром колледжа сделали пять очень интересных и сложных программ: и саундтреки, и музыка Малера, Сметаны, Глинки, Генделя, Мендельсона, Моцарта, Бетховена… К сожалению, этого оркестра не стало. Спасибо родному городу - уже третий раз приглашают в филармонию.

- Как вам изменения в Тагиле?

- Невероятно! Помню убитые дороги, страшные здания с обваливающимися стенами. Сейчас очень преобразился город. Та же набережная, цирк, замечательно Лисью гору обустроили, башню красиво подсветили, сделали ступеньки, скамейки, чтобы отдыхать. Филармония прекрасная, симфонический оркестр растет, сделали с ними несколько программ. Сейчас готовим Рахманинова, это же сложная музыка, думаю, порадуем публику.

- Дирижер оркестра «Демидов-камерата» Роман Аранбицкий рассказал нам, что вы выбирали произведения для концерта. Почему именно эти?

- Рахманинова очень люблю, считаю его более русским композитором, чем «наше все» - Петр Ильич Чайковский. Связующее звено между музыкой XIX и XX веков, глубочайшее погружение в наши корни, самые древние, раньше, чем церковное пение - это Рахманинов. Он берет период из глубины веков, который еще от Византии пошел, - знаменный одноголосный распев, его хорошо знал Сергей Васильевич, родившись в Великом Новгороде. Потом колокола - начиная с ранней до-диез-минор прелюдии, проходят через все его произведения. Как и Dies irae - средневековая тема: Первая симфония, Третий концерт, Вторая симфония, «Колокола», «Остров мертвых», опера «Франческа да Римини», «Вариации на тему Корелли», «Симфонические танцы»…

Второй концерт для фортепиано с оркестром - самое узнаваемое произведение Рахманинова, начало которого знают все, а что дальше - мало кто интересуется, а там - потрясающая музыка. В концерте будет участвовать хороший пианист, профессор Казанской консерватории, заслуженный артист России, который имеет всероссийскую гастрольную деятельность, мой друг Евгений Михайлов. Сможем показать красивую музыку - «Рапсодию на тему Паганини». И, конечно, раз я - хоровик, спросил, есть ли возможность пригласить хор, солиста. Сказали - есть. Отлично, значит, играем кантату «Весна». Потрясающая музыка, с одной стороны весна, с другой - драматическая история обманутого мужа. Пробуждение весны открывает в нем христианское всепрощение, там последние слова:

Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - Бог тебе судья!

Как молитва звучит: как бы тебе тяжело не было, весна в природе ведет к преображению человеческой души, живи дальше и прощай.

Так решил показать свою душу, свое сердце в моем дорогом городе в этих произведениях любимого композитора - одних из самых ярких.


Подготовил А. ЦЫГАНКОВ.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы