Александр уверен, что в справедливом мире, за который борется наша страна, перспективы есть только у честного бизнеса.
Насущный хлеб без лжи и суеты
- В управлении предприятиями есть направление, которое с точки зрения практического богословия вполне солидарно с духовными принципами. Трудное время всегда бросает человеку вызовы, а иными словами, Господь нас вразумляет, что надо в чем-то себя ограничить, умерить. Столько лет приобретательство, потребительство возносили на божницу! А ведь, для примера, во время Великой Отечественной общество было более здоровым и духовным, несмотря на притеснение Церкви. Была концентрация на Победе у страны. Далеко не все готовы к испытаниям. Встречаю людей 30-летних, которые говорят: «Это не моя война».
- По большому счету, это итог многолетнего «тлетворного влияния Запада», как говорили когда-то в советской стране. А мы тогда и представить не могли всю глубину последствий.
- В 90-е годы у нас хорошо усвоили именно западную модель бизнеса - урвать побольше здесь и сейчас. В американской саентологии за правило почитают - никому никогда не помогать и не жертвовать. Они не знают, что «сеющий втрое вкусит от плода посеянного». Если тебе дано больше, чем другим, ты должен относиться к этому, как к временному дару, и чем больше дано, тем больше ответственности ты несешь. Такая позиция, точно знаю, у одного из богатейших людей на Урале – владельца Русской медной компании Игоря Алтушкина. По-настоящему духовный человек, он говорит: «Это все не мое, это Бог мне дал, чтобы я грамотно распорядился». И такие люди молятся, чтобы Господь дал на это мудрости.
Меня радуют и вдохновляют изменения, происходящие на некоторых предприятиях нашего города, где колоссальные наработки в оборонной промышленности – люди посвятили этому жизнь, и их труд теперь востребован.
- Долгое время добросовестный труд не почитали, да и многих развратила возможность делать деньги «из воздуха», не вкладываясь и не выкладываясь. Александр, чем отличается ваше малое предприятие от других?
- Прежде всего, оно открытое, прозрачное. Уставной капитал у нас 5,5 млн., а не пресловутые 10 тысяч. Сейчас ремонтируем здание, которое будет тоже внесено в капитал. Лично ответственен за предприятие и всегда на виду. Много ли вы знаете в лицо людей, которые управляют ритуальными организациями? Они чаще прячутся. Я - горячий сторонник того, чтобы у нас в городе развивалось как можно больше предприятий, работающих на тех же принципах открытости, что и мы. Занимаемся маркетингом, финансами, кадрами и при этом строим отношения с клиентами на богословских истинах. Убедились, что они работают колоссально - сеющий вкушает от плода посеянного.
Достойно – не значит дорого
- Ваше «сеяние» было долгим. Сколько ждали плодов?
- Мы свою идею выстрадали - открыли службу в 2012 году, и первые семь лет она не приносила прибыли. Мои труды и идеи у предпринимателей вызывали смех и нападки. С 2019 года работаем активно. Благодаря тому, что мы упорно держали минимальные расценки, стоимость ритуальных услуг были вынуждены снизить все ритуальные фирмы. На отдельной территории нам удалось совершить, казалось бы, невозможное. Это главный итог и большое благо для жителей всего города. В Екатеринбурге, например, с 2012 года цены выросли в три раза.
Для оценки значения организации время от времени нужно задавать себе вопрос: если завтра тебе придется уйти из этой сферы, поменяется ли что-либо? Точно знаю, случись так, что моей организации не будет на этом поприще, цены снова взлетят!
Так сложилось, что ритуальная сфера в 90-х годах стала криминальной, хозяева обогащались бессовестно. Они вторглись в святая святых – в сопровождение человека в жизнь вечную. Как православный человек не мог смотреть на это спокойно. В эту сферу никого нового не пускали. Я выстоял только потому, что начинание всецело поддержала епархия, сначала владыка Иннокентий, а затем и другие епископы.
- Чем спекулируют ритуальщики, нацеленные главным образом на наживу?
- Человек, потерявший близкого, особенно скоропостижно, пребывает в состоянии стресса, отчаяния, горя. Потом появляется желание что-то сделать для усопшего – это уже состояние торга. В этом состоянии клиент порой сам хочет как можно больше заплатить – показать свою любовь дорогостоящими похоронами. Этим и пользуются недобросовестные похоронные службы, живущие одним днем. А после люди смотрят и видят, насколько раздуты цены.
В этом бизнесе так привыкли наживаться по максимуму, что считают это нормой. Стандарт уже сложился у тагильчан – «сотню тысяч надо держать на похороны», поэтому поставщики услуг чувствовали себя очень вольготно.
Примеров много, приведу вопиющий случай. Пришел к нам человек, который решил достойно проводить в последний путь брата. Ему в одном из агентств насчитали больше ста тысяч рублей, причем в кредит. Видно, что семья бедная и с кредитом не справится - это было заведомо ясно. Мы побеседовали с ним и организовали достойные похороны за меньшие деньги. Не так давно пришла женщина заключать прижизненный договор, т.е. оплатить комплекс услуг заранее: «Сто тысяч дам сразу, потом еще столько же». Убедили ее, что со всеми пожеланиями достаточно будет и 40 тысяч. Женщина даже растерялась: «А куда я остальные накопления дену?»
Но в большинстве люди становятся скромнее, и показные похороны уходят в прошлое. Сейчас хотят индивидуальности в проведении церемонии, и мы этому запросу отвечаем.
- Мы уже рассказывали, что «Успение» ввело пакет «Милосердие», который позволяет похоронить бесплатно, используя только соцвыплату от государства 8 тыс. руб. Кто-нибудь последовал вашему примеру?
- Кажется, это беспрецедентная услуга, нигде больше о таком не слышали, с кем бы ни общался. Но недавно фонд Святой Екатерины заинтересовался опытом нашей православной службы, есть желание распространить его по городам области. Владыка поставил перед нами такую задачу, и мы к этой миссии готовы.
С радостью строю планы, понимая, что они уже не ограничиваются моей жизнью – благое дело продолжат единомышленники, церковь.