Она говорит, что чувствует личную ответственность за каждого пациента, хотя большинство из них ее не видят и почти никогда не узнают, потому что поступают в операционную и покидают ее спящими под наркозом. Но оставаться за кадром для медсестры вовсе не означает на вторых ролях.
Выбор
- Мой большой хирургический стол. Мои винтики, гвоздики, отверточки, - операционная медицинская сестра городской больницы №4 Мария Демидова, рассказывая о работе в оперблоке, сплоченном коллективе, употребляет местоимения «мой», «мои», потому что все это - часть ее жизни. Не менее важная, чем семья, 14-летний сын.
- Мама хотела стать медицинской сестрой. А получилось - у меня. После медколледжа были различные варианты, но остаться в родном оперблоке 4-й - личный осознанный выбор. Когда-то меня позвал сюда замечательный хирург Дмитрий Евгеньевич Малинин. Привел на первую мою операцию. Я поняла, что в обморок не упаду, смогу быть всегда в боевой стойке и иметь в голове план, просчитывая наперед действия хирурга.
- За два десятка лет стажа хирургия поменялась кардинально. Появляются новые методы операций. Не только врачи должны все это знать, но и медсестры, - делится Мария. - Мы стараемся развиваться в своем деле, учиться.
У каждого этапа операции может быть три-четыре варианта исхода. Для любого из них должны быть готовы инструменты, оборудование, препараты. Операционная медсестра контролирует все! Каждый нюанс продумывает заранее, учитывая не только протокол вмешательства, но даже характер хирургов, их манеру работать.
- Наша профессия стратегическая, - говорит Мария. - Глаза должны быть, как у стрекозы, - с углом обзора 360 градусов.
Рассвет в больнице
Врачи работают на износ – шаблонная фраза, но такая верная. Скольким пациентам помогла Мария Демидова и ее коллеги за эти годы, сколько рассветов встретила в операционной – не сосчитать!
Довелось работать с одной рукой в гипсе. Перелом, по ее словам, был незначительный. Не могла подвести коллег.
В травматологии только основных видов операций около десятка, включая ортопедического направления, сосудистые, хирургические, гинекологические. Экстренные вмешательства – может быть все, что угодно: аппендицит, ущемленная грыжа, ножевое ранение, непроходимость кишечника.Работают по полтора суток. День – дневная сестра. Затем заступает в ночь до восьми утра следующих суток, а утром начинается новое дежурство. В месяц 4-5 ночных смены.
- Зато сын рано понял, что мужчина должен быть самостоятельным, - улыбается Мария. - Со второго класса ребенок без сопровождения ходил в школу. Научился готовить.
Она и сама не уступит мужчинам в хватке: с шуроповертом управляется и нужные сверла к нему сумеет подобрать. Приходилось! Ведь в хирургии дрель – часто применяемый инструмент.
Ценит хирургическое братство: это и выезд бригадой на природу, и представление для сотрудников и больных с переодеванием в Снегурочку на Новый год. И общий сбор на даче, а пока готовят шашлык, вставить в доме хозяйки, собравшей всех в своем «гнездышке», окно. «Все, что сломано, чинится» - заповедь травматологии.
- Самое тяжелое, когда видишь на операционном столе ребенка, человека на грани между жизнью и смертью. Поражает, почему многие так по-хамски относятся к своим мыслям, здоровью, самочувствию. Вот экстренно доставят пациентку - на руках маникюр, прическа, а болезнь настолько запущена, что шансов почти не осталось, - признается Мария. – Но от нас важны не эмоции, а скорость принятия решения, хотя люди наверняка думают, что это отстраненность – равнодушие. Ничего подобного! Просто нужно беречь силы, в том числе внутренние, на операции они нужнее.
На тяжелых травмах обычно оперируют два врача. А медсестра одна. Нужно и подать инструмент, и заглянуть в рану, и сообразить, что будет дальше, и зарядить нитку в иголку. Это секунды, но от них зависит исход манипуляций.
Нередко медсестра подсказывает взглядом, а звездные травматологи прислушиваются.
- Мы тебе диплом хирурга выдадим, - после шутят они.
Есть смены без драйва, с нудными длительными операциями. Оперируют с 9 утра до восьми вечера. По 11 часов.
- Встала и стоишь. А после еще и операционную надо привести в порядок, готовить к следующей смене, до мелочей соблюдая все санитарно-эпидемиологические нормы и правила, так как от этого зависит безопасность пациента, - объясняет Мария.
Мальчики и девочки
Маша (да простит наша собеседница за простое обращение, но очень уж молодо выглядит медсестра) уверена: она на своем месте. Рада, что работает в современной больнице с многолетней историей и глубокими профессиональными традициями, научными наработками, опытом, который напрямую передается от медика к медику. Идеальное место для становления молодых кадров, считает наша героиня.
- Да, в медицине дефицит среднего медицинского персонала. Сколько работаю, так было всегда. Но я заметила: случайных людей оперблок не приемлет. Здесь остаются те, кто умеет выносить любые нагрузки, стресс, видеть радость во всем, - говорит Мария Демидова. - Кроме размера зарплат нужен постоянный интерес к своей работе, и людей любить надо.
Демидова всех больных, независимо от возраста, называет либо девочки, либо мальчики. Так, уверена, уходит у человека страх перед операцией. Иногда пациенты сами настроены недоброжелательно. Маша и к этому вопросу подходит логически: надо не раздражаться, а встать на место пострадавшего. Он расстроен, потому что болен, и боится: что будет дальше?
Золотое правило медицинской сестры с 20-летним стажем – спокойно спрашивай, отвечай и объясняй. Это состояние передается пациенту.
- Сама была на операционном столе в качестве пациентки, знаю – главное, что запоминают в этот момент люди - доброта. Улыбку медика, фразу «Все будет хорошо».
Шутит она и в перевязочной: «Мальчик, заходи!» «Какой я мальчик, мне под 80!» «Ну и что, все равно не девочка!»
- О медиках сейчас многие позволяют себе нелицеприятно отзываться. Когда подобное встречаю в соцсетях, стараюсь переключиться и не вступать в полемику. Не ручаюсь за себя, - признается Мария.
Она выбрала другой путь борьбы с теми, кому оскорбить доктора ничего не стоит: активно участвует в профориентационной работе. Не отказывается тратить на это свободное время. Работает со студентами, проводит мастер-классы в медицинском колледже. По приглашению педагогов школ приносит на классные часы «операционный стол», объясняет специфику хирургии, разрешает ученикам пошить медицинскими иглами.В общем, ведет подрастающее поколение за собой.
- Все это нужно, чтобы выпускники делали осознанные шаги, вступая во взрослую жизнь, шли в здравоохранение по зову сердца, тогда и они станут счастливыми, как я и большинство моих коллег. И тогда наша сфера будет правильно развиваться.