Логотип Тагильский Рабочий

Созвездие талантливых людей. Тагильчанка Светлана Снигирева, инженер-конструктор АО "Уралкриомаш", получила звание "Заслуженного конструктора РФ"

Нижний Тагил славен талантливыми инженерами. И сегодня пытливые умы создают инновационные образцы техники. Среди них Светлана Ивановна Снигирева – ведущий инженер-конструктор АО «Уралкриомаш» (входит в концерн «Уралвагонзавод» госкорпорации Ростех). В преддверии праздника она удостоена почетного звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации» за особые личные заслуги в разработке и внедрении принципиально новых криогенных изделий для транспортировки и хранения различных газов, отвечающих по своим технико-экономическим показателям высшему мировому уровню и обеспечивающих выполнение крупных государственных проектов.

Изображение Созвездие талантливых людей.  Тагильчанка Светлана Скачать изображение в формате JPG

Семья инженеров


Светлана Ивановна - ведущий инженер-конструктор в области проектирования контейнеров-цистерн для транспортировки сжиженных углеводородных газов (СУГ), сжиженного природного газа (СПГ) и химических продуктов. Имеет четыре патента на изобретения и полезные модели. Будучи человеком скромным, она согласилась на интервью с одним условием, что на страницах нашей газеты прозвучат имена достойных людей, без которых, по ее мнению, было бы невозможно ее становление в профессии. Многие уже покинули нас, но их вклад в развитие уникального криогенного производства неоценим.


Светлана Ивановна родилась в семье инженеров, что во многом предопределило ее судьбу и профессию. По ее словам, в школе ей не нужно было изучать черчение, оно «шло из подкорки».


- Мама Алевтина Михайловна Гладкова работала с первых дней основания нашего предприятия в первом составе конструкторов УКМ, бывшего особого конструкторского бюро 250 УВЗ. Ее отдел занимался техническими расчетами. Отец Иван Иванович Меднов работал начальником бюро вентиляции отдела главного энергетика УВЗ, был участником Великой Отечественной войны, служил капитаном артиллерийской технической службы. Он оказался на фронте с первых дней, прошел войну до конца. Хоть наша семья не сохранилась, но я общалась с отцом, будучи уже взрослой, он был очень интересным человеком. Моя сестра Виктория Ивановна Тертышная - замечательный конструктор, считаю, что более способный, чем я. Она работала в отделе 40 Уралвагонзавода, потом в отделе 960, а сейчас вышла на пенсию.


Главные учителя


В 1976 году вслед за мамой Светлана Снигирева пришла инженером-конструктором в ОКБ 250 Уралвагонзавода, специализирующийся на создании изделий криогенной техники и наземного стартового оборудования.


Она начинала трудовой путь в период, когда ОКБ возглавлял знаменитый Мефодий Николаевич Веремьев – главный конструктор, под руководством которого созданы первые криогенные цистерны для транспортировки жидкого кислорода. С их помощью были запущены межконтинентальная ракета Р-7, первый искусственный спутник Земли, корабль «Восток» с Юрием Гагариным, межпланетные станции.


- Своими главными учителями считаю Аркадия Петровича Саца, Анатолия Африкановича Дельфонцева и Александра Ивановича Кужильного, - говорит Светлана Снигирева.


По ее словам, Аркадий Петрович Сац был личностью яркой, одаренной, многогранной. Талантливый инженер, он обладал исключительными организаторскими способностями, был самобытным поэтом. 56 лет он отдал любимому Уралвагонзаводу и, волею судьбы оказавшийся за пределами России, тосковал по заводу, друзьям, родной Вагонке.


- Начальником отдела №4, в котором я проработала без малого 47 лет, был замечательный инженер и огромной души человек Анатолий Африканович Дельфонцев. Уверена, все бывшие работники с огромным уважением и любовью относились к нему. Он был знающим и в высшей мере ответственным специалистом, благородным и интеллигентным человеком.


Отдельного рассказа достоин и Александр Иванович Кужильный, с которым мне довелось работать больше 30 лет. Александр Иванович перешел на конструкторскую работу уже состоявшимся инженером, начальником цеха цементного завода, вскоре стал начальником сектора отдела №4, а позже его начальником. Он пользовался непререкаемым авторитетом среди руководителей и рабочих производственных цехов предприятия, его уважали и ему верили. Мне кажется, не было вопроса, на который Александр Иванович не знал ответа.


Он всегда был готов брать на себя ответственность за разработки, которыми занимался. Смело брался за новые темы, обладал удивительным обаянием, умением расположить к себе, внушал доверие, был замечательным собеседником. Работники службы продаж просили его присутствовать при заключении сложных контрактов, требующих предоставления веских аргументов в пользу выбора исполнителя заказа.


- В трудные 1990-е годы под его руководством и при тесном взаимодействии с технологическим отделом предприятия был освоен выпуск линейки емкостей для АЗС, что позволило загрузить производство и выстоять предприятию, - вспоминает Светлана Снигирева.


Каждый проект - новый вызов


В то время Светлана Ивановна участвовала в создании газобаллонной аппаратуры для легковых автомобилей, разработке системы заправки сжиженным природным газом первого в России газотурбовоза ГТ-1 (в 2009 году он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как мощнейший газотурбовоз в мире).


Светлана Ивановна - бесконечно преданный коллективу и заводу человек – 47 лет в криогенике. Работы за полвека было много - интересной, разноплановой, сложной. Каждый проект – новый вызов. В создании техники низких температур тагильским инженерам равных в стране не было. Вместе с коллегами Светлана Ивановна разрабатывала оборудование для заправки жидким водородом и кислородом космической системы «Энергия-Буран», комплекс криогенного оборудования стенда для испытаний кислородно-водородных ракетных двигателей в Индии.

Занималась разработкой заправочного оборудования ракеты «Зенит» для международного старта морского базирования SeaLaunch. Участвовала в разработке газодинамических трактов (ГДТ) для особо мощных газодинамических лазеров в интересах НПО «Астрофизика». В череде задач космических масштабов были и земные, житейские - с участием Светланы Снигиревой спроектирован и изготовлен фильтр очистки горячей воды, подаваемой в тепловые сети Дзержинского района.


Светлана Снигирева за последние годы внесла большой личный вклад в разработку, сертификацию, запуск в производство и реализацию перспективных инновационных изделий. В частности, контейнеров-цистерн для транспортировки и хранения сжиженного природного газа, метана, этилена и этана, а также для транспортировки сжиженного углеводородного газа и химических продуктов.


- Последние 20 лет занимаюсь контейнеростроением. К сожалению, нам тяжело конкурировать с Китаем, их производство финансируется государством, и они во многом нас опережают. Но мы делаем уникальные контейнеры, способные работать в широком температурном диапазоне эксплуатации: от минус 60 до плюс 50 градусов Цельсия для таких предприятий, как ООО «Газпром добыча Ноябрьск», АК «Железные дороги Якутии». На Крайнем Севере нужны такие изделия, - говорит конструктор.
Светлана Ивановна стала одним из разработчиков инновационного контейнера-цистерны с емкостью из композитных материалов для транспортировки химических продуктов, который не имеет аналогов в мире.


По ее словам, благодаря данной разработке в «Международный кодекс морской перевозки опасных грузов» подготовлена к внесению глава, регламентирующая правила международных перевозок опасных грузов в контейнерах с емкостью из композитных материалов.


- Сейчас работаем над созданием контейнера-цистерны для СПГ и прочих криогенных продуктов объемом не менее 45 кубометров. Его АО «Уралкриомаш» будет представлять на XII Петербургском международном газовом форуме, - рассказала Светлана Ивановна.


По ее мнению, конструкторская работа - это коллективный труд, сопряженный с обсуждением и проработкой различных вариантов конструкции, поиском оптимальных решений по технологичности и прочности. Есть люди, с которыми ей выпала большая удача работать и учиться у них не только профессии, но и преданному отношению к делу. Это В.Е. Платонов, Е.Я. Синицын, Г.А. Прохоров, В.Л. и Т.Н. Вишня, В.Ф. Шелудяков, Л.Ф. Зараева, С.Ф. Слободяник, Т.А. Качанова, Г.Ф. Савинова, Л.А. Баянова. К сожалению, в трудные для отдела времена ушли с предприятия крепкие, талантливые инженеры, которые проявили себя достойнейшим образом в других организациях: М.Л. Файнгерш, О.А. Куракса, В.Б. Ушков, Ю.В. Романов, С.Б. Радишевский, А.А. Андреев и другие.


- Эти замечательные люди оставили неизгладимый след в моей душе, и я благодарна судьбе за десятилетия совместной работы с ними, огромную школу и незабываемые годы, которые довелось прожить, находясь рядом. И пусть простят меня те, чьи имена я не назвала, их очень много, - резюмировала Светлана Снигирева.


Энциклопедические знания и талант, ответственность и творческий подход, а еще стремление к максимальному результату, умение работать в команде и ценить коллег. Светлана Ивановна – не просто инженер с большой буквы, это многогранный человек – светлый, увлеченный. Она с глубоким интересом читает книги об истории танкостроения и с легкостью выращивает сортовые лимоны, с большим уважением относится к тем, чьей судьбой стало производство и с кем каждый день спешит через «ту заводскую проходную, что в люди вывела»...

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы