- Вячеслав Владимирович, почему в Заксобрании предпочли работу в комитете по экологии, ведь в городской Думе вы возглавляли комиссию по бюджету, а также занимались вопросами развития предпринимательства?
- В этом созыве Законодательного собрания Свердловской области комитет по экологии был создан впервые, его возглавил опытный депутат – Сергей Владимирович Никонов. Сначала я был несколько озадачен предложением войти именно в этот комитет, так как ранее, в городской Думе, действительно занимался совсем другими направлениями. Но, зная, насколько важна экологическая проблематика для Свердловской области, тем более, для Нижнего Тагила, погрузился в повестку комитета по экологии.
- Деятельность комитета предполагает тесное сотрудничество с профильными министерствами. Что предпочитаете, кабинетную работу или выезды на место событий?
- И то, и другое важно. Самое тесное взаимодействие — с министерством природных ресурсов и экологии, а также министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области. Кабинетная работа дает возможность тщательно изучить документы, обсудить с коллегами по комитету и представителями министерств каждую цифру, которая заявляется в проект бюджета. Но и без так называемой полевой работы никуда: лучше один раз увидеть самому, чем полагаться на чужое мнение. Поэтому в работе комитета по экологии довольно много выездных заседаний. Например, тему модернизации мусорных полигонов мы последовательно проанализировали на нескольких объектах: мусоросортировочный комплекс на Кушвинском тракте, полигон ТБО «Северный» и Широкореченский — кстати, неплохой пример продуктивного подхода к рекультивации нарушенных земель. Она началась в 2021 году в рамках национального проекта «Экология» и регионального проекта «Чистая страна». На месте мы оценили масштаб и качество проводимых работ, убедились в эффективности второй линии сортировки мусора.
На выездном заседании комитета в Нижнем Тагиле увидели, как строится мусоросортировочный комплекс, и побывали на предприятии по переработке шин. В следующем году запланировали по теме переработки отходов поездку в Краснотурьинск.
Плюс выезды на место событий дают возможность прямого общения с руководителями предприятий или подрядных организаций, местными жителями. Получается оперативно ставить акценты и решать вопросы. Например, в июне мы побывали на Авроринской плотине в Черноисточинске. На гидротехническом сооружении шел капремонт, и местные жители справедливо ставили вопрос об очистке водохранилища от донных отложений. В своем решении комитет обратил внимание правительства на необходимость этих работ, и в бюджете на 2024 год появилась нужная строка. На очистку от донных отложений ложа Авроринской плотины выделено 35 миллионов рублей. Поэтому перефразирую: «Лучше и один раз увидеть, и сто раз услышать».
- Наш регион участвует сразу в нескольких проектах, курируемых Минприроды РФ. Есть ли заслуги комитета по экологии ЗакСо в их лоббировании?
- Обосновывать выделение федеральных средств – прерогатива исполнительной власти. Например, строительство станции водоподготовки «Южная» и нового водовода не состоялось бы без усилий губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева, приложенных для продвижения проекта на федеральном уровне.
Мы же, депутаты Законодательного собрания, действуем на региональном: должны быть в курсе муниципальных проектов своего округа, чтобы аргументированно поддержать их в диалоге с министерством финансов и профильными министерствами, отстоять необходимость запрашиваемых каждым городом округа средств на согласительных комиссиях. И здесь твоя принадлежность к какому-либо профилю, определенному комитетом, уже не важна. Отстаиваем заявки во всех сферах по своим территориям.
Как правило, в октябре-ноябре муниципалитеты предоставляют своему депутату информацию о проектах, которые запланированы или могут быть на следующий год. В Нижнем Тагиле существует хорошая практика, когда глава города Владислав Пинаев вместе с финуправлением приглашает всех депутатов ЗакСо, в чьи округа входят районы города, и лично рассказывает, какие направления нуждаются в поддержке.
- Если вернуться к работе комитета по экологии, природопользованию и охране окружающей среды, какие еще вопросы рассматривались в этом году?
- Отслеживаются учет и финансирование объектов накопленного экологического вреда. В федеральный реестр попадают объекты, на рекультивацию которых будут направлены государственные средства. По итогам 2022 года в реестр вошли шесть объектов. В Нижнем Тагиле – это шламонакопитель токсичных отходов. Комитет рекомендовал областному правительству активизировать работу по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде и их ликвидации.
К компетенции комитета также относится работа по анализу информации и выдаче заключений относительно финансирования развития особо охраняемых природных территорий. Таких у нас в Свердловской области порядка пятисот. Думаю, что тагильчанам хорошо известны природный парк «Оленьи ручьи» и «Висимский заповедник».
- Охрана лесов – этот вопрос тоже в компетенции вашего комитета?
- На уровне законодателя – да. Летние лесные пожары показали, что службы по тушению пожаров нужно усиливать. Мы побывали на Уральской базе авиационной охраны лесов, ознакомились с ситуацией и поддержали предложение областного министерства по экологии об обеспечении авиаотряда дополнительным оборудованием, а также увеличении штатной численности и уровня зарплат. Частично наши предложения учтены в бюджете-2024.
- Контролирующие функции не входят в ваши обязанности. И все же вы регулярно бываете на строящихся и обновляемых объектах во многих городах не только своего округа. Неужели по зову сердца?
- Многие стройки и ремонты инициирует партия «Единая Россия». По поручению регионального исполкома я, как и другие депутаты, осуществляю общественный контроль проектов, которые являются частью народной программы. С ней партия шла на выборы. Например, модернизация отделений «Почты России», дорожное строительство, формирование комфортной городской среды в Нижнем Тагиле, в Невьянске, Верхнем Тагиле и других городах.
- В 2018 году, работая в нижнетагильской Думе, вы были признаны лучшим депутатом Свердловской области за работу с избирателями. На региональном уровне власти продолжаете встречаться с людьми?
- Конечно, в Нижнем Тагиле приемы веду раз в месяц в депутатском центре на улице Красноармейской, 44. Всегда делаем анонсы в СМИ и соцсетях. Люди приходят с разными житейскими темами. Самые частые: работа управляющих компаний, строительство детских площадок, благоустройство. Недавно был вопрос, почему не работает экодом в Народном парке. Обязательно разберусь.
Кстати, выездными бывают не только заседания комитета, но и приемы. Надо знать, чем живет округ, поэтому всегда откликаюсь на приглашения руководителей школ, детских садов, ТОСов. В каких-то случаях удается разрешить возникающие вопросы через обращение к депутатам городской Думы или главе, в других — беру вопрос на заметку для работы в ЗакСо или с профильным министерством. Конечно, и распределение средств депутатского миллиона происходит с учетом подобных выездов. В этом году удалось поддержать детский сад в поселке Уралец, объединение ДОУ «Маячок», школу №1 им. Крупской, кадетскую и 44-ю школы.
- Вячеслав Владимирович, 19 декабря состоится последнее в этом году заседание Заксобрания. Областной бюджет уже принят. Пора подумать о грядущих праздниках. С кем встречаете Новый год, готовите ли подарки?
- Новый год по сложившейся традиции встретим семьей, вместе с мамой. А подарков предстоит готовить много, так как участвую в «Елке желаний». В прошлом году мальчик попросил велосипед, было приятно делать подарок, не связанный с гаджетами. В этом году вместе с коллегами-депутатами уже приготовили подарки для одиноких пожилых людей в рамках акции «Серебряная елка». Но, думаю, никакие подарки не имеют ценности, если рядом нет человеческого тепла. Этого и хочу пожелать всем в новом 2024 году: человеческих отношений, наполненных взаимным уважением, участием и неравнодушием. Тем более что год, объявленный Годом семьи, к этому очень располагает.