Логотип Тагильский Рабочий

Подарок друга. Рассказ о детях, живших в сороковые годы прошлого века на улице МОПРа

Сегодня ее нет, здесь часть проспекта Мира.

Изображение Подарок друга. Рассказ о детях, живших в сороковые Скачать изображение в формате JPG

МОПР - это Международная организация помощи борцам революции, созданная в 1922 году по инициативе Коминтерна. Улица с этим названием была довольно широкой, с грунтовым покрытием. Мальчиков одинакового возраста - чуть больше десятка. Девочек я знал только тех, у кого были братья, мои ровесники. Для игр мы использовали небольшой участок, где стояли наши дома, от Тагильского пруда и до улицы Привокзальной (проспект Строителей), там располагалась Сенная площадь и находился колхозный рынок. Перед самым спуском к пруду, улицу МОПРа пересекала  Заводская (Горошникова), но все ее называли Старозаводской. Примерно посередине участка между  Привокзальной и Заводской со стороны улицы Октябрьской Революции выходил переулок Транспортный. Тут был пригорок, который раньше всех просыхал весной, покрывался травой и на нем рано появлялись первые цветы. Мы любили там играть в «чехарду» и «чугунные ж…» На улице МОПРа, вдоль забора, отгораживающего дворы домов Прохоровых и Заломовых, мы играли в «городки», «муху» и «чижика». 

Городской пруд был для ребят местом активного отдыха. В летние каникулы все солнечные дни мы проводили на берегу, купаясь до посинения, а потом отогревались на солнечной завалинке Батухтинского дома. Домой бегали только покушать. Конечно, все умели плавать, а от загара были похожи на туземцев. Пару раз за каждый купальный сезон на нашем «пляже» возникали проблемы экологического характера. Пологое дно оказывалось покрыто тонким слоем жидкой смолы. Она  прилипала к подошвам голых ног, мы вынуждены были дома оттирать ее ветошью, смоченной в керосине. Источник загрязнения все знали, это «Горячка» (речка Малая Кушва), и виновник известен – Коксохимическое производство НТМЗ, но как смола попадала на наш «пляж» можно только догадываться. Через несколько дней она становилась твердой, и мы забывали про нее. Но главная беда заключалась в том, что жители близлежащих к пруду домов, не имея альтернативного источника питьевой воды, вынуждены были носить ее для приготовления пищи и других хозяйственных нужд из пруда. Женщины ходили сюда полоскать белье после стирки.

В ноябре пруд замерзал и становился большим катком. Счастливчики, которые имели коньки, выходили на лед кататься. Коньки крепились к валенкам веревочками.

Используя рельеф местности, катались с горок на санках, лыжах и самодельных «катамаранах». Транспорта на дорогах было мало. Но однажды, спускаясь с горки, мы не могли разъехаться с лошадью, которая поднималась от пруда с полной бочкой воды, навстречу нам. Мы оказались под лошадью. К счастью, пострадавших не было. Возница высказал все, что о нас думает.

Детские годы можно вспоминать до бесконечности. Помню и подарок друга Славы Заломова из соседнего дома №9 на улице МОПРа.

Моя мама решила пригласить соседских ребят в гости на мой 10-летний юбилей. В назначенное время Славка появился на пороге с бумажным свертком в руках. В нем оказалась небольшая  фарфоровая чашка с блюдцем. Первое, что пришло в голову моей маме: Слава без разрешения взял посуду из домашнего буфета. И она, когда все разошлись, прихватив с собой чашку с блюдцем,  пошла к Славиной маме разбираться. Вернувшись, объяснила, что так все и было, но Славку наказывать не будут, так как он совершил проступок, преследуя благородную цель. И хотя эта чайная пара - обычный советский ширпотреб, она стоит 74 года на почетном месте в семейном буфете, напоминая о безмятежном и светлом детстве.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы