11 июля 1946 года, 78 лет назад, Президиум Верховного Совета СССР, «учитывая особо важное значение танковых и механизированных войск и их выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне, а также заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных Сил бронетанковой техникой, принял указ об установлении ежегодного праздника – «День танкистов». Было решено, что он празднуется ежегодно во второе воскресенье сентября во всех столицах союзных республик, а также в Ленинграде, Сталинграде, Челябинске, Горьком, Нижнем Тагиле, Свердловске, Харькове, Омске, Хабаровске и Владивостоке – двадцатью артиллерийскими залпами.
В Нижнетагильском городском историческом архиве хранятся документы, отражающие историю празднования. В приказе министра транспортного машиностроения от 6 сентября 1946 года помимо поздравления отмечалось, что в связи с особым значением железнодорожного транспорта в развитии народного хозяйства страны принято решение об организации на базе танковой промышленности производства паровозов, тепловозов и вагонов. Конструкторам заводов приказывалось «не останавливаться и не успокаиваться на достигнутых успехах», а «в ближайшее время создать новые, более совершенные образцы танков и самоходной артиллерии, по своему качеству превосходящие мировую танковую технику». В приказе выражалась уверенность, что все работники транспортного машиностроения «ознаменуют празднование «Дня танкистов» новыми производственными успехами по выпуску военной продукции высокого качества, увеличением выпуска паровозов, тепловозов, вагонов, тракторов и др. продукции для нужд народного хозяйства».
В связи с празднованием Дня танкистов был издан приказ директора Уралвагонзавода (завода №183) от 7 сентября 1946 года, в котором говорилось о том, что на коллектив возложено «решение серьезной и ответственной задачи по оснащению нашего железнодорожного транспорта первоклассными грузовыми вагонами», «Эта задача является такой же почетной, как и массовый выпуск танков для фронта в период минувшей Великой Отечественной войны». Отмечалось, что перед коллективом завода также поставлена задача дальнейшего развития и совершенствования танковой техники, которая должна решаться одновременно с выпуском послевоенной продукции.
8 сентября 1946 года в Нижнем Тагиле, как и во всей стране, впервые праздновался День танкистов. К празднику Уралвагонзавод подготовился основательно: была благоустроена площадь перед центральной проходной завода, установлен постамент для танка Т-34. С утра 8 сентября начались массовые гуляния на Пихтовых горах, в 19 часов у центральной проходной состоялся митинг, посвященный Дню танкистов и открытию памятника танку Т-34. Танк с серийным номером 43765 под управлением водителя-испытателя Андрея Бондаревского заехал на постамент. Вечером состоялся праздничный салют.
День танкистов для Нижнего Тагила сегодня не менее актуален, чем в советские годы. В современных реалиях труд машиностроителей – рабочих и инженеров-конструкторов – востребован так же, как и в годы Великой Отечественной войны.
Роман АРЕФЬЕВ, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива,
член Российского военно-исторического общества.
Фото предоставлено автором.