Мат больше не используют как ругательство, на нем общаются, причем нисколько не стесняясь окружающих. Мы спросили наших читателей, почему так произошло и как можно изменить ситуацию к лучшему?
Наталья ФЕДОРОВА, сотрудница ВГОКа:
- Мне кажется, что мат настолько прочно вошел в нашу жизнь, что лет через десять его просто узаконят. То есть, эти слова станут обычными, а их значение будут разъяснять в толковых словарях.
Жалуемся, что подростки много матерятся, а у кого они учатся? Мама с папой так разговаривают, другие родственники не стесняются в выражениях. Как в такой ситуации ребенку понять, что нецензурная лексика – это плохо?! Повторяют за старшими с малых лет. Не представляю, что должно случиться, чтобы все вдруг перестали использовать нехорошие слова. Что-то из области фантастики.
Андрей ПЕКЛЕЦОВ, руководитель отдела в транспортной компании:
- Когда услышал случайно, как десятилетний сын кричит во дворе матом, попытался сделать ему внушение. Он ответил: «Я говорю, как все, потому что не хочу, чтобы надо мной смеялись в классе». После этого задумался над тем, с кем ребенок общается. Посоветовались с женой, решили, что надо проводить время с теми, кто не подает дурной пример, поменьше гулять после уроков с одноклассниками. Записали с сентября в два кружка. В выходной стараемся вместе куда-нибудь ходить или ездить, смотреть познавательные передачи. Чем больше сын видит приличных людей вокруг, тем позже начнет материться и курить, а может, и вообще вредных привычек не нахватает.
Мария НИКОЛАЕВА, студентка:
- Мой папа вырос в деревне, поэтому материться научился еще в раннем возрасте. Говорит, что это его единственная вредная привычка, поэтому просит не ругать и не осуждать, так как не представляет свою речь без такой «приправы». Он считает, что мат – это как соль или сахар, без него предложения становятся невкусными и однообразными.
Сама же воздерживаюсь от ругательств, так как мама с детства говорила, что мат – это грех. Но, когда мы с ней ошпарились кипятком, пара плохих слов у нее вырвалась. Мои сверстники 19-20 лет сейчас активно используют нецензурную лексику, некоторые из знакомых тоже. И хоть это для меня не открытие, ловлю себя на мысли, что, прогуливаясь по парку с молодым человеком, очень неприятно слышать трехэтажный мат мальчишек 13-16 лет, особенно в окружении маленьких детей. Иногда делаем замечания, но они на них никак не реагируют, ведь разница в возрасте у нас невелика.
Однажды стала свидетелем, как молодой парень в полицейской форме попросил подростков не ругаться матом в общественном месте. Ребята послушались и даже извинились. Было видно, что им стало стыдно. Возможно, эта ситуация подтолкнула их к тому, чтобы минимизировать употребление такой лексики.
Ольга, пенсионерка:
- Не употребляю матерные слова и всегда делаю замечания подросткам, которые вообще ничего и никого не стесняются. Наверное, в семьях таких детей мат – это норма, и ничего с ними уже не поделаешь.
Лариса, специалист по социальной работе:
- Думаю, что сейчас так много мата вокруг из-за того, что в интернете нет никакой цензуры. Посмотрите, сколько там молодежных шоу, в которых почти каждый участник со сцены говорит матом. Подростки видят это и считают, что раз известные люди так говорят, то это правильно. И в песнях, и в соцсетях, и даже на ТВ – везде можно услышать нецензурную лексику.
Сергей, студент:
- У нас в семье мат - под запретом, но в школе, конечно, многие одноклассники матерились. Сначала это казалось круто, потом, наверное, привыкли. Сейчас иногда бывает, что где-то в компании мы используем нецензурные слова, но только если нас никто не слышит из посторонних. На улице, особенно, когда рядом дети или пожилые люди, стараемся следить за собой.
Юлия, мама в декрете:
- Это ужасно, что кругом столько мата. Гулять с ребенком на площадке не могу, если рядом дети лет по семь-восемь ругаются так, будто на стройке где-то. Говорю им: «Прекратите» - они еще больше в ответ. Считаю, что за мат надо штрафовать, как за курение. Может, тогда думать будут, прежде чем сказать что-то.
Олег, водитель:
- Да, иногда ругаюсь, не считаю это чем-то плохим. Просто, когда матюгнешься, как-то легче, что ли, становится, негатив выходит как будто.
Иллюстрация Петра Упорова.