Логотип Тагильский Рабочий

Студенты возраста 50+ и рожающие первокурсницы

Вечерники - это отдельная каста студентов, другой ритм жизни, повышенные нагрузки и на работе, и в учебе. Но когда ты молод, ни совмещение, ни отсутствие отдыха не мешают в полной мере получать знания и осознавать себя студентом.

Изображение Студенты возраста 50+ и рожающие первокурсницы Скачать изображение в формате JPG

Говорят, у тех, кто учится по вечерам, есть сложности с усвоением материала, ведь мозг успешнее поглощает и обрабатывает информацию в утренние часы. А после долгого рабочего дня настроиться на учебу и старательно заниматься довольно сложно.

Ни слова о каких-то трудностях во время учебы на вечернем отделении я не услышала от выпускников УПИ почти 20-летней давности. Вспоминали инженеры-строители студенческую юность, как интересную и веселую пору, когда все давалось легко и красиво.

Наталья Мосина, Любовь Стуклова (в девичестве Лопанова), Олеся Бинас (Мелких), Лидия Калинина (Кириллова), Олеся Гостева (Мартынова) и Роман Голанов поступили в институт в 2000 году, специальность - промышленное и гражданское строительство, группа 155. Олеся Бинас и Люба - сразу после школы. Лида - после индустриально-педагогического техникума. Олеся Гостева окончила Кемеровский институт пищевой промышленности и уже была замужем, впрочем, как и Наталья: та вообще на первом курсе родила второго ребенка. Роман имел опыт работы в ремонтно-строительном комплексе.

Олеся Бинас всегда считала, что строитель - профессия будущего, универсальная, пригодится в любой области. Любе и Лиде специальность перешла по наследству от родственников. А Наталью профессия сама выбрала: поступала на другую и неудачно, решила - значит, будет ПГС. Олеся Гостева считает попадание в строители недоразумением. Перед переездом на Урал попросила мужа подать документы в медицинский или педагогический вуз, только не строительный. Он вернулся в Кемерово, где тогда жила молодая семья, и говорит: «Все, не переживай, я договорился». Приезжает Олеся в Тагил и узнает, что ее документы в политехническом институте на строительном факультете.

Дальше рассказ о выпускниках-вечерниках будет в спонтанно-фрагментарно-хаотичном жанре. Чтобы самой не запутаться в своих героях и не запутать читателей, - без имен и фамилий, только факты.

Пальто с крашеным песцом и сумочка с тубусом

Познакомились девушки еще на подготовительных курсах. Сначала приглядывались и притирались, а к четвертому курсу образовалась, как сами говорят, крепкая «бандочка». Как девчонки тогда сдружились, так до сих пор вместе.

- Поступила на первый курс и узнала, что беременна вторым ребенком. Муж сказал: выбирай - либо учишься, либо рожаешь. Я подумала: если мне столько радости выпало, то я смогу и то, и другое. Училась тяжело, беременным никто поблажек не давал, сдавала наравне со всеми, даже «академку» не брала. Нянчиться помогали одногруппницы.

- На первом курсе мы громко выдохнули: все, мы поступили, ура! Было оргсобрание, на котором к нам вышел декан и сказал: «Кто не сдаст первую и вторую сессию, тот вылетает окончательно и заново поступает на общих основаниях». Тут-то все и напряглись…

- В начале учебы шли математика и физика. Это очень интересно. Началось черчение строительных конструкций, учились выводить шрифты, позднее - начертательная геометрия. Предмет знали отлично, его грамотно нам преподавали: эпюры, перспектива, тени…

- Никто столько не учился, сколько мы. Пять дней в неделю по вечерам и еще в субботу. Учеба с шести до девяти вечера, загружены от и до. Денег часто не хватало - зарплату тогда задерживали: к примеру, с Тагилстроя с работы частенько приходилось идти в институт пешком. Но на занятия приходили все красивыми: откуда наряды брали, до сих пор никто не сознается. На студентках - дубленки, пальто с крашеным песцом.

- Мальчики наши часто спорили с преподавателями, потому что работали на стройках и профессией владели. Разговаривали на одном языке. Те, в свою очередь, уважительно относились к вечерникам, знали, что в основном это люди работающие, знающие, как говорится, в теме.

- Однажды, в первые годы учебы, педагог (не помню, по какой дисциплине) выдвинула условие: поставит всей группе зачет, если мы устроим ей новогодний банкет. Вот так, открытым текстом. И не просто накрытый стол, а с песнями, плясками, развлекательной программой. Что делать? Заказали кафе, сами подготовили номера, поставили спектакль с костюмами, праздничной атрибутикой. На что только не пойдешь ради допуска к экзамену…

- Ходил по коридорам института какой-то старенький дяденька. Думали, преподаватель, почтительно здоровались с ним. Оказалось - студент. Года полтора пытались узнать, с какого он факультета, из какой группы.

- Курсовые готовили дома или на работе. Свой первый проект чертила ночью на кухне. Утром поняла, что совершила глупость, оставив ватман с чертежом на столе: дети с удовольствием раскрасили его фломастерами. Кто-то дома чертил на полу, потому что стола не было. А еще делали светокопии. Берешь ватман с готовым чертежом, накладываешь на него чистый лист, эту конструкцию пристраиваешь на стекло, а внизу включаешь настольную лампу. Пожалуйста - обводи высвеченные контуры.

- Обязательный атрибут к дамской сумочке - тубус с чертежами. Вместе с ним на работу ехали, с работы - в институт. С ним не страшно было возвращаться поздно вечером домой, внушительных размеров тубус все же отпугивал нежелательных попутчиков.

Девчонки с «техническими мозгами»

- Преподаватели работали замечательные. Например, Сергей Аркадьевич Бизяев, он нам читал «Организацию строительного производства». Их целая династия институтских преподавателей. Много знаний студентам дали.

- Или Татьяна Николаевна Слепынина, тоже этот предмет преподавала. Кроме того что слыла великолепным педагогом, она еще и относилась к нам, вечерникам, рабочим людям, с огромным пиететом и каким-то особым трепетом. По-простому разговаривала, стала среди нас своей. Помогала много, никогда не отказывала в просьбе, входила во все наши ситуации. Всегда шла на диалог и разбиралась в любых проблемах.

- Преподавала у нас дисциплину «Железобетонные конструкции» декан вечернего отделения Вера Георгиевна Дубинина. Мы до сих пор с ней контактируем, берем к себе на практику ее студентов.

- К сессии готовились очень серьезно. Знали: не сдадим - не оплатят учебный отпуск. До IV курса у нас были небольшие поблажки: если ходишь на все лекции, сдаешь курсовые и лабораторные, то можешь легко получить «автомат» на экзамене. Конечно, мы этим пользовались и во время сессии устраивали себе маленький отпуск. А потом эти привилегии почему-то отменили.

- Преподаватель сопромата оказался очень придирчивым. Чтобы сдать экзамен на четверку, надо было знать материал на пять с плюсом. Три часа я сидела и отвечала на основные и дополнительные вопросы, а в конце он мне говорит: «Что-то у тебя не очень ровными получились кружочки в схеме. Тройка. Кстати, иди и передай там, в коридоре, всем: кто хочет, пусть заходит, всем тройки поставлю». Ревела от обиды. У преподавателя твердая философия: у девочек не может быть «технических мозгов», больше тройки они не заслуживают.

Свои люди в структурах

- Как только не добирались в здание УПИ на Кушве: и в переполненных автобусах, маршрутках, и в электричках, и пешком. Как-то в жуткий мороз электричка встала - полчаса ждали.

- Помню, как на первом курсе познакомилась с двумя парнями. Занятия проходили на Кушве, возвращалась поздно на остановку, на улице темно. Страшно. А сзади идут двое, один говорит: «Девушка, я бы не советовал вам туда идти. Лучше пойдемте с нами. Не бойтесь, мы же с вами учимся в одной группе…»

- Конечно же, на экзаменах списывали. Шпаргалки существовали во все времена. Никто про меня-отличницу не мог подумать, что могу списывать, а я списывала, причем открыто - с книги или тетради, прятала, где могла.

- А я прятала в сапоги-ботфорты: удобно - не надо наклоняться, чтобы достать. Но один раз все-таки попалась. Еще «шпоры» складывали в носовой платок, а на экзамене имитировали очень сильный насморк, доставали платок и оставляли прямо на столе.

- На протяжении всех лет учебы, и не только в институте, мне обязательно попадался билет под номером 13. Когда готовилась к экзаменам, всегда в первую очередь его учила. Бывали случаи, преподаватель предлагал: «Кто возьмет 13-й билет, ставлю автоматом четверку». Цифра 13 в моей жизни вообще часто встречается: параграф 13 или 13-й закон… И получается, что для меня это счастливое число.

- Очень приятно, когда сегодня встречаешь своих одногруппников - в администрации города, Ростехнадзоре и т.д. Свои люди во многих структурах. И это удобно: какой-то вопрос в процессе работы возникает, позвонишь или напишешь - помогите, разъясните. Всегда откликаются.

- После окончания института появилось двоякое чувство: радость, что все закончилось - все-таки приходилось и работать, и учиться. С другой стороны, конечно же, грусть и какое-то опустошение: за несколько лет привыкли друг к другу, подружились.

До сих пор бывшие вечерники помнят темы своих дипломов: девятиэтажное общежитие УПИ, сталеплавильный цех на металлургическом комбинате, жилое кирпичное здание в зоне мерзлоты, профилакторий на 150 человек, жилое здание с индивидуальной крышной котельной…

Сегодня Роман Голанов - начальник отдела на Уралвагонзаводе, Наталья Мосина - начальник конструкторского бюро в «Металлинвесте», Любовь Стуклова - ведущий инженер компании «Наста-групп», Олеся Бинас - инженер-конструктор в «Металлинвесте», Лидия Калинина - инженер производственно-технического отдела, Олеся Гостева - главный инженер инвестпроектов ПАО «Уралхимпласт».

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы