В преддверии юбилея Т-34 историки Уралвагонзавода обнаружили в открытом доступе отчет американской фирмы Chrysler, подготовленный в 1951 году по заказу ЦРУ. В нем произведена техническая оценка трофейного танка Т-34-85 1945 года выпуска, исходя из американских стандартов, конструкторских и эксплуатационных характеристик машины, использованных материалов, методов и технологий производства, а также вновь выявленных усовершенствований по сравнению с более ранними образцами Т-34, изученными в США, Англии и Германии.
Нижнетагильское предприятие стало крупнейшим производителем этих легендарных боевых машин: в течение четырех военных лет с его конвейера сошли почти 26 тысяч танков Т-34. По мощности тагильский завод оказался равен всем прочим производителям «тридцатьчетверок». И превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы, обеспечивающие нацистскую армию танками: ими было выпущено более 23 тысяч боевых машин. Каждый второй танк, воевавший на фронтах Второй мировой войны, был родом из Нижнего Тагила.
Американские специалисты из фирмы Chrysler высоко оценили научно-технический уровень производства, продемонстрированный на изученном образце танка Т-34-85: они отметили использование высоколегированной стали и других высококачественных материалов, которые «в некоторых случаях даже лучше тех, что используются в американских танках»; броню «намного более твердую, чем предусмотрено нашими техническими условиями, но при этом более пластичную». Простоту конструкции «до такой степени, что член экипажа, средне обученный механике, мог бы произвести ремонт с определенной долей успеха» и другие преимущества. Также были отмечены активно продолжавшиеся технические усовершенствования: «большинство изменений... было внесено для повышения технических характеристик танка и, особенно, для продления срока его службы, а не для упрощения или снижения стоимости».
Исходя из отчета фирмы Chrysler, можно сделать выводы, что научно-технический уровень производства, продемонстрированный на изученном образце танка Т-34-85, задавал самые высокие мировые стандарты. Обнаруженные недостатки были связаны не с отсталостью технологий, а, главным образом, с нехваткой оборудования и недостатком высококвалифицированной рабочей силы в военные и послевоенные годы.
- Американцы оценивали «тридцатьчетвёрку» со своего уровня развития технологий на середину XX века. И выяснили, что он являлся предельным не только для Советского Союза, но и для американской промышленности. Для нашей страны это означало технологический скачок невероятных размеров, причем в условиях потери в первый год Великой Отечественной войны половины всей промышленности и остановки основных довоенных танковых заводов. Плюс Советский Союз, еще недавно аграрная страна, поднялся до машины, соответствующей наивысшему мировому уровню, – отмечает историк, научный редактор Уралвагонзавода Сергей Устьянцев.
Высокая технологичность танка Т-34 – это прежде всего длительная и кропотливая работа сотен людей, высочайший уровень технологий и организации производства. Руководство советской промышленности, ученые и инженеры использовали имевшиеся в их распоряжении скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники, чем считающееся непревзойденным машиностроение Германии.
Главным секретом технологичности танка Т-34 стал тагильский вариант поточно-конвейерного производства боевых машин. Именно создание конвейера обеспечило настоящий «танковый поток» из Нижнего Тагила. А благодаря организации уникальной системы Наркомата танковой промышленности технологические, научные и организационные достижения уральского предприятия были переданы всем заводам. Также была произведена полная переработка машины под условия поточно-конвейерного производства. Одновременно упрощали технологию. Была проделана гигантская работа и по повышению боевых характеристик Т-34. Грандиозный научно-технический проект «Танк Т-34» стал вершиной конструкторского и технологического опыта нашей страны в 1930-х гг. XX века.