На интернет-платформе торгового агрегатора проводилась акция по продаже товаров по существенно сниженной цене. Отправляя заявку на участие в акции, магазин электронной техники, представленный на интернет-площадке торгового агрегатора, ошибочно установил недостоверные цены на электронику в пределах трех-десяти рублей за каждую позицию.
В ходе проведения указанной акции покупатель оформил заказ на пять смартфонов Apple iPhone по цене три рубля за каждый, однако в тот же день ему было направлено уведомление об отмене.
Суды первой и второй инстанций встали на сторону продавцов. Мол, что-то много гражданин купил смартфонов, а не собирался ли он их перепродать? Да и цена, дескать, должна была насторожить: всем же ясно, что таких цен не бывает. Даже по акциям. Однако нижестоящие инстанции допустили ошибку, и 1-й кассационный суд их поправил.
Первое и главное: закон не обязывает покупателя уточнять цену товара перед покупкой и выяснять, не является ли она ошибочной. Нет, мы вправе верить ценникам, даже если не верим глазам своим.
Второе: доводы, что, увидев хорошую цену, человек решил прикупить смартфоны для всей семьи, вполне разумны. Это не такая уж большая партия, чтобы подозревать какой-то бизнес-интерес.
Третье: тот факт, что человеку не дали заплатить, не значит, что сделка не состоялась.
Как сказано в определении 1-го кассационного суда, фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином. Он определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.
Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке уже не вправе.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для установления момента заключения договора купли-продажи дистанционным способом является не момент списания со счета покупателя денежных средств, а момент выдачи кассового или товарного чека.
Дело направлено на новое рассмотрение, и теперь нижестоящие инстанции должны внимательней отнестись к покупателю.
Иллюстрация Петра Упорова.