Закон также вводит новый этап в карьере врача - наставничество сроком до трех лет. Впервые такие изменения затронут тех, кто сейчас учится на шестом курсе или проходит ординатуру.
- Новый закон уже называют одной из самых заметных реформ подготовки врачей за последние годы. Формально он направлен на борьбу с дефицитом медицинских кадров, но суть куда глубже: государство
возвращает в профессию то, что всегда делало медицину сильной, - институт наставничества. И это важнее, чем любые разговоры об обязательной отработке, - прокомментировал главный врач городской больницы №4 Константин Аникин. - Российская медицина всегда держалась на передаче опыта «из рук в руки». У каждого молодого врача был старший коллега, который не просто подсказывал, но фактически формировал профессиональное мышление - как действовать в нестандартных ситуациях, разговаривать с пациентами и их родственниками, справляться со стрессом. Именно в этой передаче опыта происходило настоящее становление специалиста.
Новая норма возвращает это в обязательный формат: выпускник медвуза или ординатуры теперь должен до трех лет проработать под руководством наставника. Но важно понимать - это не распределение и не принудительная отправка «куда пришлют». Молодой врач сам выбирает медорганизацию, в которой будет проходить наставничество - государственную больницу, частную клинику или федеральный центр - если она участвует в системе ОМС.
Наставничество - не наказание, а защита. И для врача, и для пациентов.
Первые шаги в профессии всегда самые рискованные. Новичок сталкивается с ситуациями, которых порой не встретишь в учебниках и именно в этот период он особенно уязвим. Молодой врач не должен оставаться один на один с тяжелыми решениями - это опасно и для него, и для людей, которых он лечит. Трехлетний период под присмотром опытного специалиста значительно снижает риск: первые сложные случаи превращаются не в трагедии, а в опыт.
Наставниками станут высококвалифицированные врачи, работа которых будет отдельно оплачиваться и, главное, она будет добровольной. Впервые эта роль становится официальной частью системы, а не неформальной обязанностью «старших». По сути, опытные специалисты получают возможность не просто помогать молодым коллегам, а формировать новое поколение медицины и получать за это компенсацию.
Список специальностей, на которые будет распространяться наставничество, определит минздрав: где-то оно обязательно, где-то - нет, но срок нигде не превысит трех лет. Например, фармацевтические специальности от этого требования освобождены. Отказ от наставничества не влечет штрафов в отличие от отказа выполнять целевой договор, заключаемый для бюджетного обучения в ординатуре. Но здесь логика простая: целевое обучение - это контракт между студентом и медорганизацией, а наставничество - часть профессионального становления врача.
Нельзя не признать: это действительно масштабная перестройка системы, фактически отказываемся от практики «научили - отпустили», переходя к более мягкой и безопасной модели входа в профессию. Если схема будет работать так, как задумано, то выигрывают все: пациенты - ими занимается подготовленный специалист; молодые врачи - начинают карьеру не в одиночку; опытные медики - их экспертность наконец формально и финансово признана; а система здравоохранения получает не просто дипломированных, а полноценно сформированных профессионалов.


