Логотип Тагильский Рабочий

Возраст водителю – помеха?

На протяжении нескольких лет в России ухудшается статистика нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями в возрасте 60+. Нижний Тагил – не исключение. Так, 1 декабря «Лада Гранта» сбила девочку на пешеходном переходе. Мужчине за рулем – 84 года! По данным статистики, совсем скоро доля россиян в возрасте 60 лет и старше в общей структуре населения превысит 25%. Соответственно, возрастет количество автовладельцев этой категории. Законодатели задумались о том, чтобы ввести для пожилых водителей дополнительные ежегодные испытания. В соцсетях многие требуют автоматически лишать прав при достижении 65 лет. А что думают об этом читатели «ТР»?

Изображение Возраст водителю – помеха? Скачать изображение в формате JPG

Наталья МАСАЛЬСКАЯ, пресс-секретарь Нижнетагильской городской думы:

– Считаю, недопустима никакая дискриминация: ни гендерная, ни возрастная. На качество вождения не влияют ни пол, ни количество лет. Стиль и поведение определяют законопослушность человека и уважение к тем, кто с ним на одной дороге. Моему папе 77. Я всегда спокойно и уверенно чувствую себя пассажиром в его автомобиле. А вот с 24-летним сыном ездить чуть-чуть побаиваюсь.

Олеся МАРТЫНОВА, инженер:

– С одной стороны, для многих стариков машина действительно не роскошь, а средство передвижения: доступность магазинов, поликлиник, аптек, дачи… За рулем они мобильнее помогают детям, сопровождают внуков до кружков и секций. И лишать их этого нельзя.

Но, я думаю, с определенного возраста медицинская справка, подтверждающая возможность вождения, должна быть расширенной: для выявления какого-то определенного риска, заболеваний, особенностей пожилого организма.

Ведь кто-то в 70 и 75 активен физически и социально, может даже заводить детей. А кто-то уже в 60 выработался, имеет травмы, теряет зрение, реакцию. Это индивидуально: всех под одну гребенку здесь стричь нельзя.

Например, подруга мне, что называется, в матери годится. Но я не езжу, как она: там не то что реакция стремительнее, у нее совсем другой скоростной режим, за ней не угнаться. А вот сосед по дому, пенсионер… Сшибает бордюры, заборы, прохожих. Сколько наших, припаркованных во дворе машин, уже повредил! Аналогично с соседом по даче: когда он выезжает со своего участка, мы всей улицей выходим «дирижировать» и молимся, чтоб у него все получилось, чтоб его капот не оказался в соседних кустах, теплицах, грядках… Это угроза!

Елена НАСЫРОВА, психолог:

- Этим летом очень много было аварий по вине совсем молодых водителей – 19, 20 лет, которые только-только получили права и сразу начали лихачить. Поэтому я считаю, автоматически лишать прав после 65 лет нельзя, так как некоторые водители этого возраста в разы внимательнее, ответственнее и опытнее молодых автолюбителей. А вот дополнительные ежегодные испытания и медицинские обследования действительно могут помочь отследить тех пожилых людей, которым пришло время оставить руль и стать пешеходом во избежание страшных последствий.

Сегодня очень многие и пешеходы, и водители совершенно не думают о правилах движения: переходят и проезжают перекрестки на красный свет, отвлекаются на телефоны вместо того, чтобы следить за ситуацией на дороге. Поэтому дело тут не только в пожилых водителях, но и в целом в наплевательском отношении к ПДД.

Анастасия КАЛИНИНА, заведующая терапевтическим отделением городской больницы №4:

- Возраст - величина индивидуальная. Есть люди, которые уже в 45–50 лет сталкиваются с выраженной рассеянностью, снижением концентрации, ухудшением скорости реакции. И таким водителям самим стоит всерьез подумать о том, безопасно ли им продолжать управлять автомобилем.

Но и отрицать неизбежные возрастные изменения нельзя. Граница в 65 лет появилась не случайно: именно после этого рубежа чаще проявляются когнитивные изменения, которые напрямую влияют на безопасность вождения. Это ослабление внимания, замедление переключаемости, снижение скорости принятия решений- все то, что на дороге играет ключевую роль.

Самое главное - быть честным с собой. И адекватно принимать решение, управлять автомобилем в свои 65 или лучше не стоит.

При этом важно помнить: возрастные изменения - не приговор. Мы располагаем доказанными методиками, которые позволяют замедлить и нередко надолго удерживать под контролем многие процессы. Но только при одном условии - если человек сам не закрывает глаза на свой возраст, не отмахивается от тревожных сигналов и вовремя приходит к специалистам.

Андрей СОЛДАТОВ, студент УрФУ:

- Я считаю, надо обнулять все права в 65 лет. Возвращать только после углубленной диспансеризации. Уверен, что процент тех, кто захочет пройти процедуру, не превысит десяти. Зато на дорогах станет свободнее и безопаснее. Правильно говорят: «Пенсию не зря дают». Возраст мало кому удается обмануть. А особенно за рулем.

Юлия ЯРКОВА, директор автошколы:

- Я одобряю предложение о периодических медицинских освидетельствованиях водителей-пенсионеров. Все мы с возрастом, увы, здоровее, сильнее, выносливее и сосредоточеннее не становимся. Человеку очень трудно отследить тот момент, когда он из уверенного и мгновенно реагирующего на любую ситуацию водителя превращается уже не в такого быстрого и внимательного. В том числе поэтому происходят аварии.

Понятно, что ДТП случаются не только из-за пожилых автовладельцев, правила нарушают все. Но одно дело, когда человек идет на их нарушение осознанно, и совсем другое, когда водитель физически не может контролировать ситуацию.

Светлана КОРЕПАНОВА, педагог дополнительного образования:

- Вопрос, конечно, важный, но очень сложный. С одной стороны, если запретить бабушкам и дедушкам водить автомобили, то кто будет внуков после школы развозить по кружкам и секциям, музыкальным и спортивным школам, дворцам творчества? Родители на работе, ученики начальной школы сами не доберутся на другой конец города со всеми своими рюкзаками и сумками. Тем более, если повысили пенсионный возраст, значит, признали, что человек в возрасте 60+ способен плодотворно работать, в том числе, и управлять транспортным средством.

С другой стороны, здоровье у всех разное. И есть смысл включить в ежегодную диспансеризацию дополнительные обследования для автолюбителей. А вот для пенсионеров 70+ надо сделать обязательную медкомиссию хотя бы раз в год. В этом возрасте уже и зрение хуже, и реакция, и сердце может прихватить в дороге. Если человеку станет плохо, многолетний опыт не поможет. Я теперь, переходя проезжую часть, стараюсь смотреть не только на машины, но и на водителей. Если вижу, что за рулем старый человек, лучше пропущу. Береженого Бог бережет.

Степан Иванович, пенсионер, 73 года:

- Я всю жизнь за рулем. Работал водителем в гастрономе, потом в гараже больницы. У меня открыты все категории прав, могу управлять чем угодно. Объездил весь Советский Союз. Но с возрастом стал плохо видеть: практически ослеп на один глаз. Поэтому принял непростое, но правильное решение: за руль – только в ясную погоду и по маршруту: дом-рыбалка-сын. И все в границах одного района без выезда на оживленные трассы.

Пришлось отказаться и от низкой легковушки: сейчас езжу только на высоком УАЗике, где обзорность в разы лучше. Если на улице снег, ливень, туман и другие неблагоприятные погодные условия, я звоню друзьям или родным, чтобы меня отвезли. Сам не сяду за руль.

Но даже днем некоторые водители умудряются меня ослепить своими диодными или ксеноновыми фарами: видимо, не знают, что нужно регулировать их и думать об остальных участниках дорожного движения.

Ксения МОРОЗОВСКАЯ, начальник отдела пропаганды Госавтоинспекции Нижнего Тагила:

- Количество ДТП с участием пожилых водителей выросло. Выскажу личное мнение: ограничения вводить необходимо. Моему отцу 65 лет, и он бодро управляет автомобилем. Но с годами реакция снижается, возрастные водители становятся невнимательными. Поэтому 70 лет, по моему мнению, - порог, после которого не стоит садиться за руль.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы