- Очень почетно, что первый слет приняла именно Свердловская область. Почему выбор пал на наш регион, пояснила Екатерина Черкес-Заде, которая занимается развитием креативных индустрий от лица Агентства стратегических инициатив. Она отметила, что каждая область выбирает себе в этой сфере три приоритетных направления из 16, перечисленных в законе о креативных индустриях. Например, фэшн, кино и IT. Но Свердловская область уникальна тем, что практически все 16 направлений представлены в большом количестве. Очень талантливый и креативный регион.
Возможно, такой мощный толчок для развития в этом направлении дает наше богатое индустриальное наследие.
Примечательно, что первый день слета прошел в Верхней Пышме - в ангаре с самолетами. Уже в этом проявился креатив принимающей стороны.
Гости были ошарашены и одновременно пришли в восторг: огромная площадка непосредственно рядом с самолетами, на которой и шла работа слета. Собрались участники из 30 регионов страны, в том числе были представлены Калининград и Владивосток. Могу сказать, что сектор креативных индустрий в последние годы омолодился и на слет прибыло много новичков. С одной стороны, это было интересно, а с другой – тяжело, потому что у всех разный уровень подготовки, и многие люди пока не в теме.
Возможно, если бы представители креативных кластеров собрались просто потусить, это было бы неважно. Но все оказалось серьезнее – они занимались практически законотворчеством.
В феврале вышел закон о креативных индустриях, но многое в нем не учтено. Надо вносить поправки и уточнения. Тема очень свежая, непричесанная, сырая. Мы помогали совершенствовать то, что недоработано в законе. Например, в список из 16 креативных индустрий не были включены театры, потому что, когда обсуждалось перформативное искусство – включать ли его в креативные индустрии и делать тем самым подведомственными министерству экономического развития, Союз театральных деятелей высказался за то, чтобы театры оставили при министерстве культуры. Их не включили, но спустя полгода выяснилось, что за бортом остались любительские и частные театры, которые как раз нуждаются в запланированных мерах поддержки. Сейчас в закон будут внесены поправки, и театры, которые готовы заняться коммерциализацией, смогут это сделать.
Кстати, только в Нижнем Тагиле могу навскидку назвать два таких театра: «Маленький театр», несмотря на все трудности существующий уже много лет, и недавно образованный молодыми энтузиастами театр «Подвал».
Есть и более серьезная проблема. Сейчас идет «инвентаризация» креативных кластеров. Их вносят в реестр, и в дальнейшем обещают определенные меры поддержки. Но под определение «креативный кластер», которое долго шлифовали, разрабатывали для него критерии и внесли в закон, в Свердловской области практически никто подпадает. Необходимо соблюдение массы условий: определенный метраж помещения, состав резидентов, управляющая компания, помещение в нежилом доме. Наша группа на слете разрабатывала понятие «креативного пространства», к которому можно было бы отнести те организации, которые не подходят под определение «креативного кластера». И те, и другие могут претендовать на меры поддержки. Трансформировать наши желания и дополнения в букву закона очень непросто, и в этом смысле слет прошел результативно.
Правда, пока поддержка лишь на словах. Но Екатерина Третьякова считает, что 2026 год станет определяющим, и, возможно, в 2027-м организации, консолидирующие оригинальность, творчество, инновации и технологии, получат льготы или субсидии от государства. Только вот какой интерес государству продвигать креативную экономику?
- Ответ лежит на поверхности, - уверена Екатерина. – Креативная экономика, основанная на использовании творческого потенциала и интеллектуальной собственности, - единственный сегодня сектор экономики, который не находится под санкциями. Продукция креативной экономики прекрасно экспортируется. Это мягкая сила воздействия, она несет наш культурный код. Есть и вторая причина: когда сектор креативной экономики наращивает достаточно высокую эффективность, он дает толчок развитию смежных сфер-тяжеловесов. Влияет на торговлю, промышленность, сервис, строительство. Сегодняшняя задача региона – добиться 6-7% роста креативной экономики. Такого же показателя должна достичь ее доля в ВВП страны к 2030 году.
Адресная господдержка кластеров и пространств будет несомненно способствовать решению этой задачи.


