- Владимир Николаевич, какие события стали для вас определяющими и важными вехами уходящего года?
- Когда нам перед началом 2025 года озвучили планы производства по изготовлению спецтехники, у многих коллег возникло ощущение: 2024-й был тяжелый, а следующий – еще сложнее. У меня другое мнение, возможно, основанное на личном опыте. Я застал 90-е. В 1990 году не стало Госплана, наступили тяжелые времена: не было задач по выпуску спецтехники, отсутствовали заказы на подвижной состав. Руководство приняло решение выпускать гражданскую продукцию, чтобы сохранить коллектив, обеспечить людей работой и загрузить оборудование. Ведь когда завод работает, коллектив сохраняется.
Потом, в начале 2000-х годов, получив крупный экспортный контракт с Индией, мы столкнулись с проблемой другого характера – огромным объемом работ по выпуску танков. Нужно было вновь наращивать утерянные за десятилетие темпы и технологии.
Что касается сегодняшнего дня, мы планомерно загружены, идем ровно. Люди заняты на производстве, показатели по выпуску военной и гражданской продукции растут с каждым годом. 2022-й стал переломным как в истории страны, так и в истории Уралвагонзавода. И я безмерно благодарен нашим людям, которые без громких призывов и лишних слов перешли с вагоностроения, из металлургии, со служб подготовки производства на выпуск оборонной продукции.
В 2025-й мы вступили, имея на руках сформированный план и серьезную задачу от Министерства обороны. Цифры казались неподъемными: совершенно иной уровень сложности. Но мы справились. Отдельно хочу отметить безупречную работу служб главного инженера и подготовки производства. Оставаясь в тени, они ремонтировали оборудование, готовили коммуникации к зиме, в том числе в выходные и праздничные дни. Завод ни разу не остановился из-за отсутствия электроэнергии, пара или горячей воды. Их невидимый труд – основа всего!
Да, трудности были. Станочникам, токарям, в целом всем сотрудникам предприятия приходилось работать и в выходные, сверхурочно. Часто нужно было перестраиваться на разные виды продукции. Огромная заслуга здесь у наших технологов, среди которых большинство – женщины. Они, жертвуя временем с семьей, писали технологические процессы и техмаршруты, чтобы запустить в производство новые изделия. Благодаря их знаниям и самоотдаче все получилось.
Не могу не сказать о взаимовыручке. Механосборочное производство не сможет выпускать спецтехнику без металлургов. А металлургическое производство полностью обеспечило цех заготовками, которые больше нигде не сделать, кроме как на родном заводе. Они справились с задачей на отлично.
Другой пример: когда в одном из цехов механосборочного производства возникла острая нехватка специалистов, на помощь пришло вагоносборочное производство. Руководители, технологи и рабочие организовали деятельность на два фронта. Задача была решена. Это и есть наш уралвагонзаводский характер: помогать друг другу, как в большой семье.
- Кстати, о женщинах. Вы упомянули их вклад в подготовку производства. Расскажите о работе с кадровым резервом и о «женском батальоне».
- На протяжении нескольких лет общее соотношение сотрудников было почти равным: 51% женщин и 49% мужчин. Но на руководящих позициях – от мастера до начальника цеха – существует дисбаланс: около 90% – мужчины. Считаю, это неправильно. Мы же говорим «семья», а в семье все поровну. В этом году завершили обучение по повышению квалификации 26 женщин. Поставил для себя цель – увеличить присутствие прекрасной половины в руководящем составе. Это справедливо, и, я уверен, изменит подход к управлению.
Что касается кадров в целом... Важно не просто принять на работу специалиста, к примеру, токаря-универсала шестого разряда, который умеет писать программы и может выполнять массу операций, но и помочь ему влиться в коллектив. Новому человеку нужен наставник, который покажет не только рабочее место и станок, но и где шкаф в раздевалке, расскажет, когда обед и «перекур», какой инструмент брать в БИХе. Только так человек станет частью коллектива. Вот над этим и работаем.
- В следующем году Уралвагонзаводу исполнится 90 лет. Какая главная задача стоит перед предприятием в 2026-м?
- Планы на 2026 год еще масштабнее, чем в уходящем. Да, трудности будут.
Но все готовились к ним заранее, понимая, что нагрузка возрастет. Нашли пути решения кадрового вопроса и, я уверен, что проблемы решатся. Задачи
2026 года – совсем не юбилейные, а боевые. На СВО нужны наши изделия. Поэтому задачу, которую перед нами ставят в Министерстве обороны, выполним.
- Владимир Николаевич, вопрос неформальный, новогодний. Как вы обычно отмечаете Новый год? Есть ли семейные традиции?
- За более чем 40 лет работы на Уралвагонзаводе у меня сформировалась главная новогодняя традиция – встречать праздник с выполненным делом. Она зародилась еще в 90-е, когда перед Новым годом осваивали новую гражданскую технику: погрузчики, экскаваторы. В 2000-е сдавали и отгружали спецтехнику. Важно, чтобы все запланированное было сделано. Получается, моя личная традиция встречать Новый год неразрывно связана с заводом. А уже потом – дома, в кругу семьи, как и все заводчане.
Поздравляю наш дружный коллектив Уралвагонзавода и жителей Нижнего Тагила с наступающим Новым годом! И пусть все будет хорошо!
.jpg)

