Логотип Тагильский Рабочий

Тагильская «Бесприданница». Делимся впечатлениями от нового спектакля

Карусель, Мэрилин Монро, конкурсы красоты, видеоэкраны с рекламой туров по России, бегущей строкой и динамикой курсов валют… Да, все это - «Бесприданница» (12+) Александра Николаевича Островского в современной версии режиссера-постановщика Галины Зальцман. Премьера спектакля состоялась в Нижнетагильском драматическом театре имени Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Изображение Тагильская «Бесприданница». Делимся впечатлениями Скачать изображение в формате JPG

Островский - гений


Свою знаменитую пьесу российский классик создавал четыре года. Как пишут исследователи его творчества, в 1870-х Александр Островский занимал должность почетного мирового судьи в Кинешемском уезде и его вдохновил случай из местной криминальной хроники. В 1878 году состоялись премьерные показы в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, но спектакль не приняли ни зрители, ни критики. Признание она получила значительно позже.

«Бесприданницу» трижды экранизировали – в 1912, 1936 и 1984 годах, кроме того, драма стала основой для телеспектакля, балета, оперы и даже мюзикла. В тагильской афише спектакль указан, как «История одной жизни». Он поставлен на средства гранта губернатора Свердловской области и посвящен 200-летию со дня рождения Александра Николаевича Островского, который будет отмечаться в 2023 году.

Сюжет и текст «Бесприданницы» остались почти без изменений: в городе на берегу Волги в обедневшей семье с «порядочной фамилией» живет провинциальная барышня, мечтающая о любви. У нее есть четыре поклонника, но нет в жизни счастья. Мечты, надежды, крах иллюзий и знаменитый трагический финал: «Так не доставайся же ты никому!»

 

Актуальна ли сегодня эта пьеса?

- Да. Островский – гений, - уверен художник-постановщик Дмитрий Разумов.

- «Бесприданница» — очень сложное произведение, Островский – замечательный драматург. И главное, не о чем эта пьеса, а куда она бьет - прямо в сердце, - говорит художественный руководитель драматического театра, заслуженный артист России Игорь Булыгин. - Мне один человек в театре задал странный вопрос: «Пьеса совершенно не созвучна нашему времени, зачем мы ее ставим?» Но ведь ничего не изменилось, наоборот. В школьные годы, когда мы читали эту пьесу, то не понимали, как можно покупать пароходы, что такое капитализм, а сейчас прекрасно знаем, что такое «золотая молодежь», большие деньги, как можно уничтожить человеческую жизнь мимоходом, случайно. Наш спектакль про человеческие отношения, про несчастную женскую судьбу. Он не дает ответов и рецептов, зритель сам решает - убил Карандышев Ларису или спас.


Манит, манит, манит карусель

Да, сюжет и реплики героев остались классические, изменилась картинка. Но ведь и в пьесе Островского есть примечание: «Действие происходит в наши дни…» Вот режиссер и художник и перенесли происходящее в XXI век.

Потому и в центре внимания здесь не великая река России Волга, на которую в пьесе смотрит мечтательная героиня, а карусель. Она то сверкает яркими огнями, то стоит, как призрак, в середине сцены, вокруг нее разворачиваются все события. И для одних эта карусель – символ праздника, для других – бестолковой суеты и призрачных надежд. И почему-то вспомнилась песня из репертуара Любови Успенской: «Манит, манит, манит карусель в путешествие по замкнутому кругу.

Дарит, дарит, дарит карусель то надежду, то досадную разлуку».

Как рассказал художник Дмитрий Разумов, он постарался показать пространство утраченных иллюзий, атмосферу «мертвого сезона» и призрачных огней большого города, на которые летят, «как бабочки к огню», девушки-бесприданницы. По задумке режиссера, Харита Игнатьевна пытается выгодно пристроить замуж и сбыть с рук подороже не только Ларису, но и других, устраивая конкурсы красоты и показы моделей в купальниках. Потому в спектакле кроме главной героини еще семь бесприданниц, примеряющих на себя наряды то Мэрилин Монро, то горничных, то невест

Дмитрий Разумов пояснил, что важно было найти и показать штампы нашего времени, касающиеся женской красоты, жажды богатства. Например, знаменитая голливудская актриса Мэрилин Монро, по его мнению, была, по сути, бесприданницей, в которой видели только красивую внешность, и погибла она молодой и красивой. Конкурсы красоты - это тоже про эксплуатацию женского тела. И короткое блестящее платье в сочетании с резиновыми сапогами на главной героине - это одновременно и штамп провинциальной России, и протест Ларисы.

Правда, Лариса Огудалова в исполнении Екатерины Сысоевой кажется уже не кисейной барышней, а бунтаркой. Ее маменька Харита Игнатьевна благодаря актрисе Елене Макаровой получилась такой яркой, что она и сама могла бы увлечь богатых поклонников дочери. Илья Головин сыграл Юлия Капитоныча Карандышева искренним недотепой, который пытается быть для всех хорошим, но в итоге делает только хуже и себе, и своей невесте. А Данил Зинеев изобразил Сергея Сергеича Паратова обаятельным мерзавцем и, как отметил художественный руководитель театра Игорь Булыгин, в театре сознательно не стали искать хоть каких-то положительных черт в образе данного персонажа, сделав его просто циником, способным ради денег на любую подлость.


Шик, блеск, красота


Интересно, что отзывы первых зрителей снова разделились - от бурного восторга до резкого неприятия. Кто-то назвал «Бесприданницу» лучшим спектаклем за последние пару лет, отметив, что он стоит того, чтобы посмотреть его несколько раз. А кому-то категорически не понравилось осовременивание классики. Что еще говорили тагильчане?

- Отвечу фразой из советского фильма «Цирк»: «Шик, блеск, красота». Там тоже была героиня с тяжелой судьбой, обманутая мужчиной, но закончилось все благостно. Здесь же финал трагический, но шикарный, до сих пор стоит перед глазами.

- Харита Игнатьевна в спектакле – звезда. Карандышев даже слишком хорош, просто обнять его и плакать. Удивительной красоты получилась любовная сцена Ларисы и Паратова.

- Спектакль для взрослых, а на афише стоит 12+. Если бы детей привела, мне было бы неловко перед ними за любовную сцену и задранные юбки.

- Шикарная идея с каруселью, потрясающее оформление, классно расставлены акценты. Отдельное спасибо за музыку, она подобрана так круто, что до слез.


И для спектакля важно именно это – его обсуждают, о нем спорят. Хвалят, ругают, но не молчат, потому что он вызывает эмоции. Возникает желание сразу же перечитать оригинал. Еще раз сравнить героев Островского с увиденными на сцене, проверить свои ощущения.


Людмила ПОГОДИНА.

ФОТОРЕПОРТАЖ.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы