Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги
Борис Минеев

Путешествие во времени

    Истерика, устроенная Европейским союзом и США по поводу вхождения в состав России Крымского полуострова, как и прогнозировалось, обернулась очень конкретными и жесткими санкциями. Они касаются и политического, и экономического сотрудничества России с Западом. По сути дела, мы вернулись на четверть века назад, во времена холодной войны и железного занавеса.


Могла ли ситуация развиваться иначе? Конечно, если бы Россия дрогнула. Пошла на полумеры, вроде оформления Южной Осетии и Абхазии, отошедших от Грузии после военного конфликта, почти суверенными государствами Закавказья. Но с Крымом, веками входившим в состав России, вышло иначе. По результатам референдума 16 марта Таврида становится еще одним субъектом Российской Федерации. И это факт, с которым Западу придется считаться. Как и с тем, что у нашей страны есть в мире собственные национальные интересы.


За них нам придется какое-то время платить. Разрывом только-только появившихся экономических связей. Политической изоляцией, ростом цен. Долго ли это продлится? Сегодня ответ не скажет никто. Но что совершенно точно – не сорок лет, как после окончания Второй мировой войны. Хотя бы уже потому, что за последнее время Россия органично вошла в мировую экономику. И санкции против нее – штука обоюдоострая, рикошетом и довольно чувствительно ударяющая по второй стороне. Да и на Западе свет клином не сошелся. Поворот страны на Восток, ко второй по величине экономике мира – китайской, тоже не самый плохой вариант. Некоторые специалисты уверяют, что даже лучший.


Есть, правда, некий осадок от мотивации вхождения Тавриды в Россию. Ссылки на аналогии с Косовским референдумом, на основании которого край в свое время вышел из состава Сербии, мягко говоря, чреваты. Получается, мы признаем, что население любой территории любого государства, и нашего в том числе, вправе голосованием определять свое право входа и выхода из его состава. Как бы нам в эйфории от приобретения Крыма не получить в перспективе мину замедленного действия под федерацию.


Украинские события едва не заслонили подготавливаемую центральной властью реформу местного самоуправления. Напомню, о чем речь. В послании Федеральному собранию в декабре прошлого года президент пообещал пересмотреть полномочия самых близких к населению муниципальных органов власти. И даже найти для выполнения этих полномочий финансовое обеспечение. И вот спустя три месяца в Государственную Думу РФ внесен проект поправок в закон, конкретизирующий грядущие перемены.


Новации, если, конечно, думцы не откорректируют их, существенно меняют акценты в местной власти. Предлагаетсявзять за основу районное звено. В нем будет представительная власть в лице выборной Думы и исполнительная – глава района,выбираемый из числа думцев, и наемный глава администрации, так называемый сити-менеджер, наделенный финансово-хозяйственными полномочиями. В Советы районов войдут главы и депутаты поселений, расположенных на территории. Муниципальные районы, объединяясь, могут образовывать промышленные или сельские агломерации. Малые города, не имеющие районного деления, а их в России большинство, приравниваются к районам. В них сохраняется прямая выборность мэров.


Самые кардинальные перемены грядут в российских мегаполисах, которых всего-то 67. Причем 56 из них – региональные центры. В них, по мнению разработчиков проекта поправок, а ими стали депутаты Госдумы от «Единой России» и ЛДПР, власть, имеющая крупные материальные ресурсы, наиболее далека от народа. И, вдобавок, наиболее коррупционна. Для исправления ситуации предлагается в крупных городах, имеющих районное деление, отказаться от прямых выборов мэров. Из числа городских парламентариевбудут назначатьградоначальников, они же станут председателями соответствующих Дум. При этом хозяйственные вопросы отойдут к сити-менеджерам. Прямые выборы в крупных городах сохранятся только на районном уровне – депутатов в соответствующие Думы. Районные представительные органы из своего состава и будут формировать городской парламент.


Давайте посмотрим, как этот механизм смог бы работать на примере Нижнего Тагила. Если поправки примут, город вновь получит три районные Думы. Из числа их депутатов соберут Думу города, которая и назначит, опять же из своего состава, главу Нижнего Тагила и главу администрации. Причем утверждать того и другого будет губернатор региона, получающий в соответствующей комиссии не треть, как ныне, а половину голосов.


В комментариях к проекту поправок пока ничего не говорится о том, какие перемены ждут финансовую сторону реформы. Иначе говоря, откуда появятся деньги в местных бюджетах на исполнение определяемых им полномочий. По логике, у городов наподобие нашего должны быть и районные, и городской бюджет – консолидирующий средства в целом по муниципальному образованию. Если так, то это, по сути, возврат к советскому опыту, когда районные управы в городах решали конкретные вопросы жизнеобеспечения населения. На них замыкались все сферы – от деятельности дошкольных, образовательных, медицинских учреждений до уборки внутриквартальных территорий и вывозки мусора. И деньги на это изначально закладывали в районный бюджет.


Сегодня, на самой ранней стадии обсуждения реформы местного самоуправления, трудно предугадать, каким путем она пойдет. Зато любопытен тот факт, что и в международных делах, и в государственном строительстве Россия как бы совершает путешествие во времени, возвращаясь к собственному опыту.


Вместо послесловия. Закончил материал, и поймал себя на мысли, что вряд ли С.К. Носов смог бы работать в условиях «многоглавого» руководства городом. Это когда будут три районных главы, три сити-менеджера плюс их коллеги на городском уровне. Как здесь избежать конфликта интересов? Ведь каждый начнет, что называется, тянуть одеяло на себя. А при характере нашего градоначальника, склонного, конечно, к коллегиальности, но предпочитающего единоначалие, весьма проблематично чиновничьи долгое согласование как отдельной бумажки, так и целого проекта. У города и у его денег все-таки должен быть один хозяин.




comments powered by HyperComments