Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги
Ксения Баданина

Своя комната и 500 фунтов в год. Женская литература в кинематографе
Рассуждая о судьбе женской литературы (не литературы только для женщин, а высокого искусства, созданного женщинами), английская писательница Вирджиния Вулф говорила: «Дайте ей еще сотню лет, свою комнату и 500 фунтов в год, возможность думать открыто и избавиться от лишних слов, и, уверяю вас, очень скоро она напишет свою лучшую книгу». Эти слова были опубликованы в 1929 году, став частью эссе «Своя комната». В нем В.Вулф развивает еще одну мысль: женщина-писатель не должна стремиться стать похожей в своем творчестве на мужчину, ей необходимо обрести свой путь в литературе и описать этот мир с точки зрения женского сознания – настолько отличающегося от мужского.


Эссе «Своя комната» во многом объясняет, почему женщин-писателей, женщин-поэтов так мало. Также оно косвенно подтверждает: представительница «слабого пола», выбравшая главным делом всей жизни литературу, обрекает себя на очень трудную, зачастую трагическую судьбу. По крайней мере, так было до второй половины XX века. Яркие, талантливые женщины, произведениями которых сейчас зачитываются миллионы, при жизни были объектом насмешек, жертвами непонимания и постоянных депрессий. Безусловно, мировой кинематограф не мог обойти стороной такие драматичные судьбы.


Трагедия успешной и читаемой еще при жизни англичанки ВИРДЖИНИИ ВУЛФ показана в фильме Стивена Долдри «ЧАСЫ» (2003). По мнению кинокритиков, главная заслуга картины в том, что благодаря музыке, блистательному монтажу, хорошей режиссуре в «Часах» передана философская утонченность и выверенная хаотичность одноименного романа американца Майкла Каннингема. В фильме три главных героини – писатель-модернист Вирджиния Вулф, домохозяйка 1950-х годов Лора Браун и наша современница Кларисса. Этих разных женщин почти мистическим образом объединяет роман В.Вулф «Миссис Дэлуоэй»: одна его пишет, другая читает, третья очень похожа на главную героиню книги. За роль Вирджинии Вулф Николь Кидман получила свой единственный «Оскар». Она сыграла женщину, безумно одаренную, одержимую литературой и просто не способную не писать. Погружение в свой внутренний мир, мир собственных слов и героев сводит ее с ума. Знающий об этом муж запрещает Вирджинии писать. Но тяга к творчеству в ее душе намного сильнее чувства самосохранения и ощущения приближающегося безумия и смерти. Финал жизни В.Вулф – начало и конец фильма. Он некая ключевая точка на циферблате. Недаром часы – важный символ ленты и, к слову, первоначальное название романа «Миссис Дэлуоэй».


Не менее, а, может быть, и более противоречивая и сложная фигура изображена в российском фильме 2013 года «ЗЕРКАЛА», снятом Мариной Мигуновой. Главная героиня картины известна всем в той же степени, в какой неизвестна никому. Нашумевший, получивший множество противоположных отзывов и престижных наград фильм посвящен МАРИНЕ ЦВЕТАЕВОЙ. Создатели картины и исполнительница главной роли актриса Виктория Исакова, кажется, сознательно решили показать великого поэта далеко не идеальной женщиной, а сложной, трагичной, гениальной, нервозной и настоящей. Почти в начале ленты сестра Сергея Эфрона – будущего мужа поэта – говорит о Марине Цветаевой: «Она людей ест». Эта фраза во многом объясняет название фильма «Зеркала»: окружающие люди всегда были неким отражением гениальной Марины, тем источником, из которого она черпала вдохновение и который рано или поздно иссякал. Так произошло и с мужем героини Сергеем Эфроном, оказавшимся слишком ранимым и мягким. Так случилось и с Константином Родзевичем, оказавшимся слишком прозаичным и грубым. С другой стороны, фильм раскрывает трагедию эпохи и показывает, как же много этой порывистой, свободолюбивой, созданной совсем не из камня и не из глины женщине пришлось пережить. Смерть дочери Ирины в голодные и холодные годы Гражданской войны; эмиграция в Европу, где ни она, ни ее поэзия никому не были нужны; спорная связь Сергея Эфрона с советскими спецслужбами; возвращение на родину; арест мужа и старшей дочери Ариадны; эвакуация в Елабугу, в которой она не могла найти работу; самоубийство от полного отчаяния и пустоты.



На первый взгляд, намного более удачно и благополучно складывалась судьба уже ставшей легендарной американской поэтессы СИЛЬВИИ ПЛАТ – героини британского фильма «СИЛЬВИЯ», поставленного Кристиной Джэффс в 2003 году. Стихи Сильвии Плат мало читают в России, чуть более популярен ее муж – английский поэт Тед Хьюс. Очень тонко, проникновенно, по-настоящему трогательно и печально авторы картины и актриса Гвинет Пэлтроу, сыгравшая главную роль, показали хрупкую душу талантливой Сильвии. Выросшая во вполне благополучной семье литературно одаренная девушка, которую с детства мучили мысли о смерти, приезжает учиться в Англию. Она влюбляется в талантливого поэта Теда Хьюса. Герои женятся, они счастливы и очарованы друг другом. Только вот Тед постоянно пишет, а к Сильвии вдохновение приходит не так просто, Теда читают, издают, вручают премии, а сборники Сильвии мало кем замечены. Ее хрупкой женственности хватает на хозяйство, двух детей, любовь к мужу, но депрессия, усталость, подозрения в неверности Теда, чувство одиночества постепенно нарастают и становятся невыносимыми. Психическое здоровье Сильвии сильно подрывает измена мужа. Оставшись одна, она начинает много писать, ее стихи находят все больше поклонников, но ей нужно, чтобы Тед вернулся, а он не возвращается… Посмертный сборник стихов Сильвии Плат «Ариэль» считается одной из самых значимых поэтических книг в мировой литературе. Но, скорее всего, своей посмертной славе поэтесса предпочла бы личное счастье.


О невозможности одновременно быть писательницей и иметь счастливую семью говорит один из героев фильма «Сестры Бронте» (1979). Удивительно, но самый известный фильм об англичанках Шарлотте, Эмили и Энн Бронте снял французский режиссер Андре Тешине. Картина, повествующая о жизни авторов «Джейн Эйр», «Грозового перевала» и «Агнес Грей», а также об их брате художнике Бренуэле Бронте получилась по-английски мрачной, атмосферной и пустынной. Чего стоит истощенный опиумом и несчастной любовью Бренуэл Бронте, стирающий свое лицо на семейном портрете. Или Изабель Аджани в роли Эмили Бронте, бродящая в мужском костюме с распущенными волосами по пустынным, поросшим вереском холмам. Может быть, во время таких прогулок и придумала она Хитклиффа – мрачного героя «Грозового перевала».
Вот и получается, что фильмы о женщинах-писателях такие же грустные и трагичные, как их судьбы, такие же красивые и неоднозначные, как их произведения. Эти фильмы не развлекают, они позволяют взглянуть на мир другими глазами – глазами талантливых женщин, сумевших в своих произведениях создать уникальную вселенную и показать окружающую действительность так, как никому другому не удавалось. Другими словами – сумевших открыть новую эпоху в мировой литературе.


P.S. Если Вас заинтересовала тема, можно посмотреть и другие интересные фильмы о женщинах-писателях: «Айрис» (2001), «Джейн Остин» (2006), «Дети века» (1999), «Экспромт» (1991) и т.д.




comments powered by HyperComments