Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
Блоги
Антон Исаев

Будем ездить пешком
- Это что же творится с ценами на бензин? Я заправляюсь постоянно АИ-92. В начале года он стоил 37 рублей 40 копеек, сегодня – 42 рубля за литр. Рост в 12% за 5 месяцев!

Такое письмо с возмущением тагильского автолюбителя поступило в редакцию.

За последнее время цена на топливо заметно выросла. По данным Центробанка, в апреле бензин подорожал на 6,1% в годовом выражении, а в мае — на 11,8%. Сразу возникли два стандартных вопроса: кто виноват и что делать?

Кто виноват? Премьер-министр России Дмитрий Медведев обвинил в росте цен на топливо нефтяные компании.

- Нужно не ослаблять контроля вообще за тем, что происходит, потому что в такой ситуации ни одна компания, ни одна промышленная группа, вертикально интегрированная компания не должна проявлять эгоизма, - заявил он на встрече со своими заместителями.

С 1 июня правительство решило снизить акцизы — на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и на 2 тыс. руб. за тонну на дизельное топливо. Плюс к этой мере правительство решило с 1 июля отменить запланированный ранее рост акцизной марки.

Но важно понимать существующие российские реалии. Мой коллега по университету, геополитолог Владимир Житников уверен: рост цен на топливо обусловлен политическими факторами.

- В России цены на топливо не зависят от мировых цен на нефть. Здесь возможен некий сговор между нефтяниками и некоторыми властными структурами. Так как данная группа стремится к однородности, то, по сути, уровень цен на топливо внутри России - это результат их способности договориться друг с другом. Не могу не отметить, бензин начал дорожать сразу после инаугурации президента.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук НТГСПИ (филиал) РГППУ Анна Олешкова считает, что только «теорией заговора» проблему не объяснить:

- Во-первых, можно говорить о специфике тарифно-финансовой политики, которую реализует российское правительство. Это важный фактор, определяющий особенности ценообразования, что всегда ощущается непосредственным потребителем услуги.

Во-вторых, можно отталкиваться от общемирового тренда роста цен. Вопрос в том, насколько это, действительно, влияет на российскую ситуацию. С одной стороны, нет прямой связи между мировыми ценами и нашими налогами, тарифами, себестоимостью добычи, иными важными параметрами, с другой, есть опосредованное влияние внешнего фактора – это так называемый «экспортный паритет».

Нефтяная компания вольна выбирать: либо продажа нефтепродуктов на внутренний рынок (бензин или дизельное топливо), либо продажа на экспорт в виде сырой нефти. Нефтяники мыслят в категориях бизнеса и понимают, что выгоднее большие объемы направлять именно на экспорт. На фоне нарушения хрестоматийного баланса «спрос – предложение» цены и стали расти.

И что дальше? Точно можно сказать, бензин дешеветь не будет. Заявленные меры могут сдержать рост цен. Но дорогое топливо тянет за собой повышение инфляции, удорожание товаров. Что делать? В социальных сетях и мессенджерах распространилось сообщение с призывом бойкотировать АЗС.


- Мне кажется, эта акция не имеет никакого смысла, - говорит социолог Данил Сурков. - Насколько я представляю, за данной акцией нет конкретной медийной персоналии, пользующейся доверием среди уральцев. В восприятии нашего населения, если какой-либо процесс обезличен - он бессмыслен. Идею акции можно перефразировать в форму - лиши себя комфорта и тем самым накажи. Данный подход для населения неприемлем.

Поэтому никакой бойкот, акции протеста не повлияют на рынок. «Снизу» изменить ситуацию не получится. Решение должно быть только «сверху». Скорее всего, вопрос о резком подорожании топлива прозвучит на прямой линии с Владимиром Путиным. И, быть может, мы услышим позицию главы государства.

А пока придется покупать топливо по нынешней цене либо менять способ передвижения.



comments powered by HyperComments