Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
23.12.2014 15:05
«Это лучший пейзаж всей выставки…»
«Это лучший пейзаж всей выставки…»
Теги: Музей ИЗО выставка Н.Н. Дубовской

Возрожденный Нижнетагильским музеем изобразительных искусств проект «День рождения картины» продолжает знакомство читателей с замечательными произведениями русского искусства, хранящимися в коллекции музея.


Сегодня речь пойдет о русском пейзажисте рубежа XIX-XX веков, хранителе традиций передвижничества — Николае Никаноровиче Дубовском. Сейчас трудно представить, что при жизни работы Дубовского занимали почти равное место с произведениями Левитана, писавшим так проникновенно и эмоционально «пейзажи настроения». В те годы в статьях о передвижных выставках их имена стояли рядом, и даже звания академика живописи «за известность на художественном поприще» они получили в один год — 1898-й.


Творческие успехи пейзажиста Николая Дубовского отмечались золотыми медалями на крупных всемирных выставках, а его картины приобретались известными коллекционерами, в том числе и знаменитым меценатом, собирателем произведений русского изобразительного искусства Павлом Третьяковым, купившим десять полотен художника. Несмотря на большую популярность Дубовского при жизни, сегодня творчество пейзажиста знают немногие, и имя его незаслуженно забыто…


Он родился в семье потомственного донского казака и учился в военной гимназии, но всегда хотел заниматься рисованием. В 16 лет поступил в Императорскую Академию художеств в мастерскую профессора М. К. Клодта по классу пейзажа. Проучившись в ней четыре года, Дубовской в 1881 году отказывается от программной композиции на заданную Советом Академии тему и оставляет учебное заведение. Подобное скандальное событие случилось лишь один раз, но в крупном масштабе: в 1863 году от участия в конкурсе на большую золотую медаль отказались сразу четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств.


Их уход из Академии стал первым демонстративным выступлением молодых художников против закостенелого академического искусства, сюжеты на библейские и мифологические темы казались им несовременными. Они ратовали за идеи развития русской национальной школы реалистической живописи и организовали первую в России независимую творческую организацию под названием «Артель художников», впоследствии реорганизованную в «Товарищество передвижных художественных выставок». Вдохновленный идеями передового искусства Николай Дубовской тесно сближается с художниками-передвижниками и на долгие годы становится одним из самых влиятельных руководителей Товарищества передвижников.


Со временем меняются взгляды и руководителей Академии художеств, многие из передвижников приглашены в качестве преподавателей. В 1900 году Николай Дубовской был избран действительным членом Академии художеств в Петербурге, и спустя год он становится ее профессором и руководителем пейзажной мастерской. В этом же году одна из картин Дубовского «Родина» представлена на Всемирной выставке в Риме. Вскоре художник получил восторженное письмо от Ильи Репина, побывавшего на выставке в Италии: «Это лучший пейзаж всей выставки всемирной, римской… Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю: еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны — оригинальная, живая и красивейшая картина!»


Именно об этой картине и пойдет речь, точнее – об эскизе к знаменитой картине «Родина», который под названием «Перед грозой» хранится в собрании Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Эскиз был написан на холсте маслом в 1903-1904 годах, затем передан в Русский музей, а уже оттуда, в 1989 году, в Нижнетагильский музей. Таким образом, вот еще один юбилей – 25 лет, как произведение хранится в Нижнем Тагиле. Сам же оригинал картины находится в Омском музее изобразительных искусств, куда поступил из музея Академии художеств.


Как и в картине «Родина», на эскизе «Перед грозой» — довольно большом по размеру 63,0х88,0 см — представлена многоплановая композиция, где более половины полотна занимает небо с тяжелыми клубящимися облаками, остальное — бескрайние поля, расчерченные полосами распаханной земли. А поводом для создания этой работы послужила картина художника Аполлинария Васнецова «Родина» (1886), изображавшая поля и холмы с крытыми соломой крестьянскими домами, с возвышающимся колодезным журавлем и едва заметной фигуркой пахаря.


В отличие от Васнецова, Дубовской не стал выписывать детально домики и вовсе исключил изображение фигурок людей, тем самым добиваясь в эскизе большей обобщенности, лаконичности, монументальности. И все же пейзажист использовал васнецовский мотив неравномерного освещения солнцем пологих холмов и полей, но более усилил его в своей работе, показав наибольший момент напряжения природных сил. Этот эффект освещения придает полотну действительно реальное ощущение приближения грозы, выразившееся в движении несущихся по небу тяжелых грозовых облаков и периодически набегающих на земельные угодья огромных теней.


Колорит полотна, выполненный в серо-зеленой и желто-коричневой цветовой гамме, подчеркивает не броскую, но столь дорогую для сердца автора красоту природных красок России. В этюде, как и в самой картине, пейзажист не стремится к внешней благообразности и красивости «сюжета», столь характерной для академической живописи, но в этом родном и до боли знакомом сердцу мотиве Дубовской передал свои чувства, размышления о жизни и ее смысле.


Созданный 110 лет тому назад Дубовским эскиз «Перед грозой» к картине «Родина», отражающей представления «передвижников» о могуществе и богатырской силе русской земли, продолжает покорять своей мощью и притягивать особым торжественным звучанием.


Лидия ХАЙДУКОВА, старший научный сотрудник Нижнетагильского музея изобразительных искусств.



Читать еще
Революция в Нижнем Тагиле: в историческом  архиве открылась выставка
20.09.2017 16:32 /
Сегодня в Нижнетагильском городском историческом архиве открылась выставка, посвященная столетию Октябрьской революции в России.
Комментариев: 0
Издано в Тагиле. «Оловянный солдат с обгоревшей душой»
20.09.2017 13:31 /
Этот сборник стихов в книжных магазинах купить невозможно, его там просто нет. Тираж «Парижских каникул» Ады Егоровой всего 50 экземпляров, и почти все книги уже обрели своих владельцев.
Комментариев: 0
«Мы в гостях у счастливого человека»
20.09.2017 13:26 /
В этот день в Театр кукол зрители спешили с огромными букетами и коробками подарков.  С «круглым» днем рождения тагильчане и гости из Екатеринбурга поздравляли  заслуженную артистку РФ Светлану Шибневу.
Комментариев: 0
Первая «Премия металлургов» - тагильским  артистам
20.09.2017 09:23 /
Впервые в современной истории на открытии нового театрального сезона в Нижнетагильском драматическом театре награждали артистов.
Комментариев: 0
«Венецианские строфы» Иосифа Бродского  - в Нижнем Тагиле
18.09.2017 12:28 /
Сегодня  в 16.00 в Нижнетагильском музее изобразительных искусств откроется выставка, на которой представлены «Венецианские строфы» Иосифа Бродского в гравюрах заслуженного художника России Владимира Наседкина.
Комментариев: 0
Юбилей у тагильских художников
16.09.2017 10:54 /
Сегодня в Нижнетагильском музее изобразительных искусств и в Доме художника открылись две выставки, посвященные 75-летию местного отделения Союза художников России.
Комментариев: 0

comments powered by HyperComments