Предложить новость:


Все поля обязательны для заполнения!
Участвовать в конкурсе:
Прикрепить файл

0%
Все поля обязательны для заполнения!







Участвовать в конкурсе:
Положения конкурса
Закрыть
30.08.2018 16:40
Место встреч и расставаний
Место встреч и расставаний
Более 15 лет я не была на железнодорожном вокзале, потому как без надобности: на дачу – на машине, в путешествие – на самолете. И вот вновь в знакомом незнакомом здании. Казалось бы, и кассы на том же месте, и кафе в левом крыле, и вход на перрон по центру, но внутренний облик изменился неузнаваемо. Поразили легкость и светлость вечно переполненного людьми гудящего, суетного помещения, ненормальная для вокзала тишина, идеальная чистота. В общем, просторно, комфортно, стильно.

Чемодан – вокзал – Тагил

А мне вспомнился нижнетагильский вокзал 80-90-х годов прошлого столетия.

Вот я с мамой стою в билетную кассу в конце длиннющей очереди. Кругом потные и злые пассажиры: они, как и мы, пытаются купить заветные билеты «на южное направление». В зале ожидания мест нет, публика разношерстная: в неудобных деревянных креслах спят дети, рядом старушки развернули газеты с вареными яйцами и пирожками, туристы с рюкзаками, ватными спальниками и брезентовыми палатками тренькают на гитаре, неопрятные мужики разливают вино по стаканам…

Раннее-раннее осеннее утро. Мы с отцом ждем электричку до станции Лая. До нее еще полчаса – можно чуток поспать. В соседних креслах дремлют десятка два людей в штормовках, рядом с ними корзины, ведра и рюкзаки. Такие же, как мы, грибники…

С группой школьников уезжаем в детский лагерь под Анапой. С чемоданами, сумками, родителями, бабушками и дедушками заняли полперрона. В открытых дверях поезда проводницы выставили наружу флажки. Впереди – веселая дорога и теплое море…

Нижнетагильский вокзал – это место встреч и расставаний, это ожидание родных и друзей, это предвкушение дальних путешествий.

Господа, поезд отправляется!

Нижнетагильскому вокзалу 140 лет. 14 октября 1878 года по железнодорожной линии Пермь – Чусовская – Гороблагодатская – Екатеринбург открылось регулярное движение. Станция Нижний Тагил была предназначена для переформирования грузовых поездов, а пассажирское движение было незначительным, как и само население поселка Нижнетагильского завода – чуть более 27 тысяч человек.
Станцию украшал вокзал, построенный в том же 1878 году, - одноэтажное здание с центральной каменной вставкой и симметричными деревянными крыльями, богато украшенными резьбой.

С центрального входа пассажир попадал в вестибюль с кассой на два окна и багажным отделением. Слева располагались зал третьего класса, а также буфет, медицинская комната и почтовое отделение. Справа – залы первого и второго классов: мягкие диваны с белыми чехлами, посредине – огромный стол, украшенный цветами.

Для удобства пассажиров одна из двух дощатых платформ размещалась под крышей. У дверей вокзала на ажурной консоли висел станционный колокол, сообщавший о прибытии и отправлении поездов. Вечерами платформу освещали фонари, а праздная публика прохаживалась по перрону и заглядывала в буфет.

Тех, кто прибыл в город, встречали извозчики. Служащих развозили в «квартиры приисков» на Александровской улице (проспект Ленина), в «Дом приезжих» на Тагильской улице (Господский дом), а прочих пассажиров среднего достатка – в недорогие номера, меблированные комнаты, расположенные недалеко от вокзала.

Упадок

После Октябрьской революции город продолжало лихорадить: власть переходила то к красным, то к белым. Когда отступала белая гвардия, Нижнетагильский вокзал становился перевалочным пунктом. Через него в Сибирь эвакуировались тыловые учреждения, шли эшелоны с военными. Порожние вагоны были в такой цене, что за них давали баснословные взятки. Советская власть в городе окончательно установилась в июле 1919 года.

Революция и гражданская война привели станцию к разрухе. Не было новых вагонов, запчастей для их ремонта, не хватало паровозов. На вокзале среди работников процветали взяточничество, воровство. В начале 20-х годов часть уральских губерний, как и Поволжье, центральную часть России, охватили голод и эпидемии. Тысячи беженцев и беспризорных проезжали через Нижний Тагил в битком набитых вагонах, на крышах, подножках в поисках спасения от голодной смерти.

В 30-е годы в связи с развитием станции Смычка станция Нижний Тагил утратила функции сортировочной, зато увеличился поток пассажиров. Вокзал претерпел изменения: прошла реконструкция во внутренних помещениях, а к левому крылу пристроили двухэтажное здание, где разместились кабинеты начальника станции, милиции, комната уполномоченного НКВД, узловой партком и другие. В помещениях установлены печи, имелся водопровод, а вот канализация и вентиляция отсутствовали.

Вокзал нуждался в коренной реконструкции. В 1940 году был предложен проект железнодорожного узла станции Нижний Тагил, разработанный Московской конторой Трансузелпроект, но Великая Отечественная война перечеркнула планы строительства нового вокзала.

Война и мир

С первых дней войны железная дорога была переведена на военный режим. На Урал шли эшелоны с оборудованием эвакуируемых предприятий, а на запад – составы с танками, пушками, боеприпасами и другим вооружением.

Пассажирские перевозки ограничили, люди месяцами добирались по железной дороге до своего жилья, а в ожидании поезда ютились на вокзале. Составы постоянно задерживались: на платформе отъезжающие с чемоданами и котомками через тамбурные площадки и входные двери штурмом брали темные холодные вагоны. В зале ожидания – толпы ожидающих, скамеек не было – народ лежал вповалку. Большое скопление людей породило новую проблему – антисанитарию, и как следствие, различные заболевания.

После войны в связи с ростом промышленности на Урале увеличился грузооборот. К лучшему изменилась работа Нижнетагильского вокзала, в частности, обслуживание пассажиров: широко развернулась предварительная продажа билетов и доставка их на дом, открылась билетная касса на Ново-Тагильском заводе, впервые в городе отменили компостирование в пунктах пересадки. Ну, и наконец, в 1955 году начал ежедневно курсировать поезд Нижний Тагил – Москва.

В середине 50-х годов на привокзальной площади размещались деревянные пассажирские здания 70-летней давности. В соответствии с техзаданием Министерства путей сообщения СССР в 1955 году решено для станции Нижний Тагил повторно применить проект вокзала московского архитектора Мезенцова, разработанный для Магнитогорска с пассажиропотоком 1200 человек: 900 – дальнего следования и 300 – пригородного сообщения.

Год спустя началось возведение нового здания Нижнетагильского вокзала.

IMG_1130.jpg

IMG_1137.jpg

IMG_1156.jpg


Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.
(Окончание в следующем номере).



Читать еще
«Серая Шейка»: остался месяц до финала
26.09.2018 09:23 /
1 ноября жюри городского открытого  конкурса детского литературного творчества «Серая Шейка» закончит принимать работы от участников и начнет подводить итоги. В год столетия Центральной городской библиотеки  все будет особенно...
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле созданы прививочные бригады
26.09.2018 09:23 /
В Нижнем Тагиле созданы прививочные бригады
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле начался прием заявлений на осенний отдых в детских загородных лагерях
26.09.2018 09:19 /
Свои двери для юных тагильчан откроют «Уральский огонек» и «Антоновский». Завершится запись в лагеря в 20.00 уже 2 октября.
Комментариев: 0
В Тагилстроевском МФЦ  начали выдавать водительские права
25.09.2018 15:02 /
Теперь в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле в офисах Многофункционального центра можно получить водительское удостоверение, сообщает пресс-служба ГБУ СО «МФЦ».
Комментариев: 0
В Нижнем Тагиле проходят всероссийские соревнования среди инкассаторов и охранников Сбербанка
25.09.2018 14:14 /
На полигоне института испытания металлов состязаются 14 команд. Благодаря участию белорусов соревнования имеют неофициальный международный статус.
Комментариев: 0
Почтовые отделения Нижнего Тагила будут работать без перерыва на обед
25.09.2018 13:47 /
Изменения затронут порядка 60 отделений связи в трех самых крупных городах Свердловской области.
Комментариев: 0

comments powered by HyperComments