Логотип Тагильский Рабочий

Законно ли брать деньги с покупателя за отказ от некачественного товара?

В последнее время в консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» часто обращаются люди с вопросом о законности действий интернет-магазина «Вайлдберриз». Суть обращений заключается в том, что при дистанционной продаже товаров ООО «Вайлдберриз» (далее – продавец) взимает или удерживает с потребителей деньги в счет обратной доставки при их отказе от товара ненадлежащего качества. Правомерны ли такие действия?

Изображение Законно ли брать деньги с покупателя за отказ от н Скачать изображение в формате JPG

Пояснения дает юрисконсульт отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Олеся ПЕТРЕНКО.


Отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, регулируются российскими нормативно-правовыми актами, в том числе законом «О защите прав потребителей».


В соответствии с одной из его статей установлено: договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром способами. Другими словами – дистанционными.


Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями закона.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:


- потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула);


- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;
- потребовать соразмерного уменьшения цены;


- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов потребителю на их исправление;


- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврат уплаченной за товар суммы. В этом случае по требованию продавца покупатель должен вернуть некачественный товар. Убытки возмещаются в сроки, установленные законом.


На основании вышеизложенного «Вайлдберриз», взимая деньги потребителей в счет обратной доставки при отказе от товара ненадлежащего качества, допускает противоправные действия.


Кстати, нарушение прав потребителей интернет-магазином подтверждается решением Подольского городского суда от 13 апреля 2023 года, где указано: «Признать противоправными действия ООО «Вайлдберриз» в отношении потребителей, выраженные в том, что при осуществлении дистанционной продажи товаров допускает нарушение действующего законодательства, а именно, взимает/удерживает денежные средства с потребителей за возврат товаров ненадлежащего качества». Суд обязал «Вайлдберриз» в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу довести его до сведения потребителей.


Специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей напоминают, что при возникновении вопросов предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также составят юридические документы (требования, претензии, исковые заявления и т.д.).


Можно обращаться по адресам: Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, д. 29, кабинеты 1, 2, ул. Окунева, д. 22, кабинет 216.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы