Девушка с обложки
Придя в 1970 году с армейской службы, Саша Крутаков устроился работать на Уралвагонзавод. Добираться от родного поселка Рудника имени III Интернационала до Вагонки далеко, автобусы полным-полнехоньки ходят. Каждое утро он стоит на остановке и гадает, будет ли сегодня среди попутчиков красавица пассажирка с затейливой прической? На девушку, словно сошедшую с журнальной обложки, он засматривался давно, но познакомиться не решался. Помог случай: пригласили Сашу на свадьбу, а свидетельницей оказалась эта прекрасная незнакомка. Тут уже паренек решился: пригласил на танец, потом еще и еще. Узнал, что зовут Любой, проводил до дома…
Еще кавалер узнал, почему Люба всегда выглядит празднично – она работает в парикмахерском салоне на Красном Камне женским мастером. Занимает призовые места в профессиональных конкурсах.
- У нас профиль работы фамильный: мама тоже работала парикмахером. Но отношение к профессии определяет и коллектив, в который попадаешь, - уверена Любовь Крутакова. - Моим наставником стала замечательный мастер – Галина Александровна Долгополая. И девочки рядом работали замечательные, мы дружили, помогали друг другу.
С первых дней ухаживания Саша понял, что придется выдержать жесткую конкуренцию: влюбленных в Любу парней немало. И он старался. Нашел работу поближе к дому – в мехцехе рудника, старался почаще встречаться с подругой, а когда не мог – звонил.
- Телефонные разговоры тогда шли через коммутатор, наши двухчасовые беседы любили подслушивать телефонистки, так нежно Саша мне о любви говорил. Обещал и в золото одевать, и в хозяйстве помогать. Кстати, время показало, что обещания не были пустыми, - улыбается Любовь Владимировна.
Кроме приятной внешности и бархатного голоса был у Саши еще один сильный козырь - родители. Якова Ивановича и Елену Алексеевну Крутаковых знали и уважали в поселке. В такой семье просто не мог вырасти жених с изъяном. Начался 1974 год, Люба и Саша решили отпраздновать свадьбу весной.
Фото: Александр и Любовь Крутаковы в день свадьбы и через 50 лет.
Покатилось колечко
Во время свадебной церемонии, что проходила во Дворце металлургов, случилось маленькое происшествие. Взволнованный молодожен, надевая кольцо на пальчик невесты, вдруг уронил его. Поблескивая, колечко покатилось по полу. В рядах гостей послышались охи-ахи, ведь оброненное кольцо на свадьбе по народной примете означало скоротечный брак. Но молодые в эти глупости не поверили и правильно сделали.
Поначалу жили в квартире старших Крутаковых, но с рождением дочери Марины Александр и Люба решили обзавестись собственной жилплощадью. На руднике молодой семье выделили комнату в неблагоустроенном доме. Сколько лет миновало с той поры, а супруги с благодарностью вспоминают о душевных соседях, что помогли сделать ремонт, о дверях, которые не запирали на ключ, о ведре с горячей водой, «прописавшемся» на печке.
- Вскоре родился Алеша, мы вчетвером жили в этой комнате без ссор, - вспоминает Любовь Крутакова. - Всем хватало места. Например, у Марины под столом был свой кукольный дом, у сына – уголок с машинками. Когда весь поселок зимой замерзал (котельная работала плохо), к нам приходила родня погреться возле печи.
Уходя на работу, Любовь была спокойна: муж брал на себя хозяйственные заботы, да и Марина с малых лет стала в доме настоящей помощницей. Александр в это время уже работал в шахте электриком, бывал в командировках. В этих случаях молодой семье приходили на помощь родители Любы – Антонина Игнатьевна и Владимир Иванович Широбоковы. Поддержка семьи помогла Любови Владимировне проявить себя и в профессии, и в общественной работе: несколько лет она была депутатом городского Совета.
Девчоночки фабричные
В 1990-е страну закрутило в вихре перемен. Не обошли они и салон, где работала Любовь Крутакова: его вознамерились передать в частные руки. Пришлось искать более надежное рабочее место. Сестра Надежда позвала к себе – на Лебяжинскую аглофабрику. Надежда Владимировна трудилась там сепараторщиком и была профсоюзным активистом. Она замолвила словечко за Любу, и ту без проволочек приняли машинистом конвейера на участок дробления.
Трудно было признать в Любе и Наде родных сестер-погодков. Рядом с Надеждой – яркой брюнеткой, обладающей звонким голосом и независимым характером, светленькая Люба казалась необычайно хрупкой и мягкой. Но одна общая черта у сестер есть: обе обладают природным магнетизмом. Они располагали к себе самых разных людей. Им доверяли и симпатизировали.
- На фабрике труд, конечно, тяжелый, - признается Любовь Владимировна. - К лопате и метле привыкаешь со слезами. Но все трудности преодолимы, если рядом хорошие люди. Мой наставник в обслуживании конвейера - Людмила Чигинцева. Постепенно я втянулась в работу. Без завалов, правда, не обходилось. Тогда к куче просыпанной руды, захватив с собой лопаты, приходили все женщины из нашей дружной четвертой бригады. Спасибо им за помощь.
Вместе с сестрой Люба не только работала, но и пела. Народный хор «Рябинушка» - и сейчас любимое место встреч рудничных певуний.
Родительская гордость
Своими детьми супруги Крутаковы гордятся по праву. Марина – человек творческий и чрезвычайно деятельный.
- Сначала дочь окончила пединститут по специальности «социальный работник», затем прошла профессиональную переподготовку в институте государственного управления и предпринимательства, - рассказывает Любовь Владимировна.
Свою судьбу Марина Александровна Кибардина построила в родном поселке, доказав, что для грандиозных планов нет замкнутых пространств. В полной мере реализовала себя на посту директора Дворца национальных культур, который она занимает с 2012 года, и в депутатской работе. Избиратели поселка Рудника имени III Интернационала доверили ей мандат горДумы и не ошиблись в выборе.
Когда речь заходит о младшем сыне Алексее, глаза матери влажнеют. Он выбирал профессии сильных: служил сначала в МВД, потом в Федеральной службе исполнения наказаний. Любил семью, был заядлым футболистом. Год назад произошла трагедия – Алексей Александрович скоропостижно скончался. Футболисты рудничного поселка учредили турнир памяти Алексея Крутакова.
Держимся друг за друга
Уход сына – не единственное тяжелое испытание. Глава рода Александр Яковлевич перенес инсульт. Родные помогали ему учиться заново ходить и говорить. Справились. Семья вместе пережила не только радостные, но и горькие минуты, оставшись единым целым. А еще, я думаю, счастливый жизненный путь им помог проторить родной поселок. Здесь все знают истинную цену друг друга и поддерживают с приятными сердцу людьми дружеские отношения. Вы, например, когда-нибудь с соседями из всего подъезда играли в лото? Крутаковы занимаются этим несколько раз в неделю. И это тоже круто!