Логотип Тагильский Рабочий

Говорит и показывает «Боевое братство»

Музей общественной организации ветеранов «Боевое братство» открыли в начале мая на проспекте Мира,54, по соседству с волонтерскими центрами помощи СВО «Жены Нижнего Тагила, вместе мы - сила» и «Золотые руки ангела». «Боевое братство» - это военно-патриотические и военно-исторические клубы, благотворительный фонд, который неустанно помогает СВО, это поисковый отряд, который входит во всероссийское объединение «Тризна».

Изображение Говорит и показывает «Боевое братство» Скачать изображение в формате JPG

Музей братства работал и раньше, занимая маленькую комнату на улице Красногвардейской, 8А, но богатый материал, собранный поисковиками под Курском, Новгородом и Ржевом, требовал большего. Ветераны обратились к главе города, и буквально через три месяца получили место, подходящее для размещения уникальных находок, для патриотического воспитания молодежи и встреч с боевыми товарищами. Город взял на себя коммунальные затраты, помог  с выставочным инвентарем. Первую экскурсию авторы выставки провели для мэра Владислава Пинаева и председателя городской Думы Вадима Раудштейна. 

Руководители нижнетагильского отделения «Боевого братства» Андрей и Евгения Малинины рассказали потрясающие истории находок и солдатских судеб.

- Спасибо вам за то, что не только помогаете ребятам на передовой, но и сохраняете память о наших героях, - обратился к активу поискового отряда Владислав Пинаев. – Помочь сделать такую экспозицию мы считали своим долгом. Сюда нужно обязательно приводить школьников, рассказывать им о том, как наши земляки отстаивали интересы Родины со времен Великой Отечественной войны до сегодняшнего дня.

Главе города от братства подарили шкатулку с раритетами, в ней есть земля из-под Ржева, патроны, осколок немецкого снаряда.

Самый большой раздел музея показывает историю Великой Отечественной. Раритеты, добытые в стихийных захоронениях, дополнены снимками и реконструкциями.

Каски при раскопах попадаются редко – за каску поначалу приняли чугунок, обнаруженный в урочище Черкасово в Тверской области:

- Это был край позиций, где солдаты готовили пищу, – рассказала  Евгения Малинина. - Сбоку его пробила немецкая пуля и осталась внутри, не стали убирать. Среди личных вещей обычно находим перочинные ножи, карандаши, а также монетки, ключи, детские игрушки, которые красноармейцы брали на фронт  как напоминание о доме. Здесь у нас остатки снарядов и гранат, а также части обшивки танка Т-34. Два наших танка нашли подо Ржевом, в 1990-е разрезали на части, от них мало что осталось. Передали нам - как тагильчанам. Если мы работаем на немецких позициях – чего только не находим: щетки, хлорницы, фирменная зубная паста, винтовка-карабин 98К концерна Маузер. Вся Европа на фашистов работала. А у нашего солдата почти ничего нет! Даже, видите, колючек на проволоке у них гораздо больше - металл не экономили, как наши. Этой вот проволокой были связаны руки у людей, найденных в захоронениях, и у солдат, и у мирных жителей. Находим фундаменты домов, а в ста метрах – все жители лежат. Одно дело поднимать красноармейцев, погибших в бою, а когда находишь останки трехлетнего ребенка с пробитым черепом или беременной женщины… Это страшно.

Рядом экспонаты времен афганской и чеченской войн, в которых участвовали активисты братства. Отдельный блок посвящен участникам СВО: материал получают с Донбасса, куда ветераны регулярно возят караваны с гуманитаркой. Среди братьев по клубу четверо участников операции. Один из героев поразил всех волей к жизни:

- Снайпер от Бога, Акимов потерял обе ноги, одну до колена, вторую выше – сообщила Евгения Малинина. -  Есть видео, посмотрите, как он идет на протезах с костылями. Улыбается! Очень старается быстрее встать на ноги. 

Андрей Малинин заметил:

- Протезы, кстати, немецкие. Зарабатывают дважды – поставляют оружие Украине, а нам - протезы для покалеченных этим оружием солдат.

Не случайно отведено место и краеведческой витрине, напоминающей о старом Тагиле, о трудном быте с «беспроводными» угольными утюгами. Это любимая тема Евгении: какой ты патриот без знания истории родного города?

- Было такое, что поднимаем бойца, а у него тагильский адрес «Красный Камень, корпус №2». Узнаем, что к застройке микрорайона приступили в начале 1930-х, первые многоэтажки были на нынешней улице Жуковского, 8 и 20. Они же -  памятники архитектуры конструктивизма.

А еще на экскурсиях рассказывают об особенностях поисковой работы, о том, по каким признакам ищут бойцов, как выходят на потомков. Большую помощь оказывает следственный комитет. Среди важных экспонатов – текст предсмертной записки пленного красноармейца, которую он закопал по дороге, спрятав в пустой патронник. Ее нашли еще в 1956 году, и оказалось, что солдат Степан Крутов  выжил и вернулся домой!

Часть музея – интерактивные стенды с точными макетами различных автоматов и пистолетов, ручного пулемета Дегтярева, касками и бронежилетами. Многое побывало на войнах. Подростки примеряют воинскую экипировку весом 50 кг,  чувствуют, как тяжела солдатская работа и понимают, что  надо расти сильными.

- Когда мы начали заниматься со школьниками, ребята 8-9-х классов спрашивали: «Почему у нас истории Великой Отечественной отводится всего два часа в программе? Мы ничего не знали!» Некоторые стали проситься в наш поисковый отряд - вспоминают Малинины. - Мы же ездим по небольшим населенным пунктам и видим, что в пригороде молодежь совсем другая. Они самостоятельные, серьезные, там меньше влияния интернета и всего того, что развращает. Решили, что надо спасать наших городских ребят. Многие не знают ничего о событиях в Афганистане, не знают о героях, имена которых носят городские улицы. Что такое бескозырка не знают - вот, показываем в музее.

Все надеются, что пробелы постепенно удастся восполнить: на экскурсии уже образовалась очередь из школьных классов.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы