Логотип Тагильский Рабочий

От «горшка» и «полубокса»

Когда завершила этот материал, подумала: под какой же рубрикой его публиковать? «Семейный круг»? «Династии»? «Есть такая работа»? Все подходят. Оставила на откуп главному редактору и ответственному секретарю.

Изображение От «горшка» и «полубокса» Скачать изображение в формате JPG

Лявон

…Наша история началась в довоенной Западной Белоруссии, где в пригороде Гродно жил со своей многодетной семьей крепкий крестьянин, про таких еще говорили – зажиточный, Лявон Бодак (ударение на первом слоге). Забегая вперед, стоит отметить, такая же фамилия была у его детей. А вот в следующем поколении из-за ошибки паспортного стола трансформировалась в Бадак (ударение на вторую А).
Лявон владел большими земельными наделами, так что приходилось нанимать работников. Хозяйственника в деревне ценили и уважали. Кроме большого дома у семьи была также немаленькая баня, единственная на сотни дворов. Мыться приходили все желающие. После бани мужики расходились не сразу: вели длинные разговоры, обсуждали свои крестьянские дела, а Лявон между делом стриг односельчан. Откуда взялось это парикмахерское умение, неизвестно. Но, по семейной легенде, научился он этому во Франции во время армейской службы (не стоит забывать: Белоруссия в свое время была территорией Польши).

В 1944 году, во время немецкой оккупации, одной из дочерей Лявона вместе с другими комсомольцами пришлось прятаться в лесу, а сын ушел в партизанский отряд. Узнав об этом, немцы сожгли дом крестьянина. Но семью успели предупредить. Во время побега от фашистов маленькая пятилетняя Валя подпрыгивала на телеге от летящих со всех сторон вражеских пуль…

Валентина

Послевоенные годы были страшно голодными. Порой приходилось работать буквально за миску жидкого супа. После того, как людей с западных территорий страны стали вербовать на работу в другие регионы, решилась на переезд из Гродно и семья Бодак: так в 1954 году они оказались на Урале. Тогда из Белоруссии приезжали не просто семьями, а целыми деревнями. Что очень хорошо: все друг друга знали, жили одной большой коммуной относительно сытно, дружно, весело.

Помните фильм «Девчата»? В такой же поселок лесозаготовителей, в такой же, один в один, барак с печным отоплением попала и 14-летняя Валентина. Станция Ясашная Алапаевского района. Работала в леспромхозе, рубила сучки.
Внезапно от воспаления легких умер отец. Вернуться семье некуда – от дома в Гродно остались одни головешки. Предложили ехать в Нижний Тагил – в то время очень привлекательный город, даже более, чем Свердловск.

В 1958 семья Бодак оказалась в Тагиле. «Город такой большой, светлый», - и сейчас вспоминает Валентина Леонтьевна. Девушка пошла работать на хлебокомбинат. Наконец-то впервые за много лет наелась. Потихоньку начала покупать одежду, ведь кроме ватника и валенок ничего не было. А тут Валентина справила себе первое взрослое ситцевое платье.
Работать приходилось у печей, впоследствии девушка невеликого здоровья от жары стала падать в обморок. И вот удача: в городе объявили первый набор парикмахеров. Тогда не было специальных учебных заведений, просто мастер набирал себе несколько учеников, а затем оставлял лучших. Валентине очень повезло: она попала в парикмахерскую на Пархоменко. Работал там самый знаменитый в городе мастер Аркадий Вайнер. Со временем Валентина стала его лучшей ученицей, а впоследствии и лучшим мужским мастером – Валентиной Леонтьевной.

Знаете, как раньше учили брить? Тренажером служил воздушный шарик. Его надували, и мастер должен пройтись бритвой по намыленной поверхности, да так, чтобы шар не лопнул. Опасные бритвы правили специальными ремнями. Валентина настолько филигранно работала, что Вайнер решил готовить свою ученицу к конкурсам. А потом пошли первые места. Как известно, участие в подобных соревнованиях – это оттачивание мастерства и огромный опыт.

К Валентине Леонтьевне приходила стричься вся тагильская элита. В середине 1960-х мастер перешла в новую парикмахерскую на проспекте Строителей, 17: в штат набирали только «конкурсников». Это была самая звездная парикмахерская, простому смертному практически недоступная.
В те годы популярными стрижками у мужчин были немецкие «бокс» и «полубокс». Позднее самой модной оказалась «молодежная», кстати, изобретенная в Советском Союзе. А вообще, первым моду на мужские стрижки ввел легендарный англичанин Видал Сассун. И сейчас все лучшие салоны мира работают по его стандартам.

Но вернемся к эволюции мужских причесок. После «молодежной» началась эра более серьезных стрижек. Популярными стали «орфей» и «артур» – это уже 1970-е годы – время удлиненных волос. Тогда же появились первые музыкальные группы – «Лейся, песня», «Веселые ребята», другие, и в подражание им – техника «горшок». Эти стрижки продержались довольно долго – до 80-х. Далее сработала американская культура, появились бойз-бенды, а вместе с ними химические завивки у мужчин а-ля Владимир Кузьмин, длинные волосы, как у лидера «Рондо» Иванова, Игоря Талькова. Кстати, пару лет назад у мужчин вновь стали популярны искусственные кудри. В 1970-е годы существовала гениальная система: выбирали лучших мастеров, посылали их учиться, а те уже потом проводили уроки во всех городских парикмахерских. Кстати, Валентине Леонтьевне посчастливилось наблюдать за мастер-классом легендарной Долорес Кондрашовой, которая однажды приезжала в Тагил.

Что происходило дальше? В зависимости от того, как мастера сдавали экзамены, им присваивались разряды и классность, а парикмахерской выставлялась ценовая категория. Самых лучших мастеров аккумулировали в одном месте, таких мест в Нижнем Тагиле было три – на проспекте Строителей, на Красноармейской, в доме быта «Эра». Три парикмахерских, где формировался профессиональный костяк.
Рассказ под названием «Валентина» завершаю мощной цифрой: наша героиня проработала мужским мастером до 72(!) лет.

Наталья

Так получилось, что Валентина Леонтьевна жила с семьей в том же доме, где и парикмахерская – на проспекте Строителей. Маленькая Наташа по несколько раз в день по своим девчачьим делам прибегала к маме на работу, пробираясь сквозь толпу страждущих, как завороженная наблюдала за волшебством преображения. Ей казалось, что в этом месте работают самые красивые женщины Тагила.
Конечно, девочка приглядывалась к маминой профессии, однако поступила на филфак пединститута. Между делом придумывала подругам прически, красила их популярной в то время розово-сиреневой «Иридой». В общем, мамины творческие гены давали о себе знать.

Затем школа, работа ассистентом на кафедре: педагогика очень нравилась. А в 1992 году родилась старшая дочка Оля, через год и восемь месяцев – младшая Настя. В школу возвращаться не хотелось – для молодой мамы очень большая нагрузка.

- И тут мама сообщила мне о наборе на курсы парикмахеров в училище «Самородок», которые вела Мария Голицына. Гениальный педагог вырастила не одно поколение замечательных «причесовщиков», - вспоминает Наталья. – После первой же стрижки спросила: «Мама, как ты работаешь? Я без рук, без ног. Это такая нагрузка, такая ответственность. Я, наверное, не смогу».

Сжав зубы и собрав волю в кулак, Наталья все же окончила трехмесячные курсы. По великому блату взяли на практику в парикмахерскую на Красноармейской. Больше никуда не могла попасть: все салоны приватизированы, места выкуплены, конкуренты не нужны.

- Для себя решила: если пришла в эту профессию, свою стаОт нельзя подвести, - продолжает Наталья. - Потому что только ее имя-фамилия уже означали знак качества. Поняла, что надо учиться дальше.В 1995 году произошел прорыв в индустрии красоты – в Свердловске открылась школа парикмахерского искусства. Ну, очень дорогая: вопрос – где взять деньги? И надо же такому случиться: крупная фирма открывала свой салон, требовался мастер, которому предстояло обслуживать сотрудников фирмы. Это салон красоты и здоровья «Ирэна». А будущему мастеру Наталье Игнатовой оплатили учебу в профессиональной школе. Вернулась она окрыленная, впереди – планы, клиенты, творчество, заработок. Но грянул 1998-й, и через год салон закрыли.

- Работала на дому: накоплю денег – куплю профессиональный инструмент, так и собирала свой парикмахерский багаж, - вспоминает Наталья. - Через год поступило предложение от владельца нового салона на Космонавтов «Ви плюс». Работать предстояло с продукцией немецкой фирмы. Съездила на учебу в Москву, где в «Академии Шварцкопф» получила диплом технолога, так как салон сертифицирован, без знаний продукции на молекулярном уровне нет смысла начинать. Чтобы стать сегодня хорошим парикмахером, необходимо разбираться в химии, физике, черчении, математике, истории, литературе – практически во всех школьных предметах. Индустрия красоты многогранна. Нужно знать эпохи, что, когда и почему было модно в тот или иной период.

Кстати, о женских прическах, какие были популярны в разные времена, Наталья рассказывает:

- В первую очередь, это, конечно, химия. Считаю, что химическая завивка – гениальное изобретение. Не про кудри - это про создание объема и текстурирования. Безусловно, это стрижки «гаврош», «шведский домик» – 70-е годы, «каскад» или «стрижка волчицы» (помните группу «Модерн Токинг»?) – это уже 80-е. Модные стрижки в 90-х характеризовались безумным бумом панковских причесок.
Кто такой парикмахер? Он подстрижет, как вы просите. Кто такой стилист? Это человек, который может с вами что-то обсудить, посоветовать. А вот топ-стилист – он уже говорит о структуре ваших волос, об овале вашего лица, о вашей одежде, о вашей профессии. Легендарный Видал Сассун с клиентом разговаривал дольше, чем стриг. Сначала обсуждал, советовал, а советовать может только тот, кто владеет экспертными знаниями – в этом я абсолютно убеждена. Совет профессионала: всегда ищите интеллектуальных мастеров, потому что стрижка – это интеллект. Стрижкой, цветом волос можно возраст добавить, а можно и скинуть десяток лет.

- Часто поражаюсь, как можно не знать правил обработки инструментов, - сетует Наталья. – Сегодня многие ими пренебрегают. Например, во времена мамы все инструменты обязательно обрабатывались синей жидкостью – денатуратом. Все строго контролировалось санврачами, службой бытового обслуживания. Отдаю дань советским парикмахерам – у них были не пеньюары, как сейчас, а многоразовые простыни. На каждого клиента надевался хлопчатобумажный воротничок, а сверху – простыня. И человеку даже летом было не жарко. В помещении находился бокс, где после стрижки все стряхивалось, утилизировалось за счет централизованной химчистки, на смену привозили выстиранные, отутюженные простыни. Волосы тоже собирали спецмашины, приезжали-увозили. Жаль, что эти ценные действия, отлично выстроенные, утрачены с советских времен.Что касается парикмахерского мастерства сегодня, это русская рулетка. Ни классности, ни разрядов. Раньше называться салоном имели право только те, кто участвовал в конкурсах, имел модельерские корочки. А сейчас поставили в квартире два кресла и назвались салоном. Считаю, наше искусство в какой-то мере обесценивается. Очень жаль.


Дочери

Наталья продолжала работать, а между тем подрастали дочери. Как сама в свое время практически жила у мамы в парикмахерской, так и Оля с Настей постоянно вертелись в салоне. Старшая всегда интересовалась ногтями. Наталья никогда не запрещала дочкам даже в младших классах наносить прозрачный лак на ноготки. Так что, как говорится, девочек с младых ногтей тянуло к прекрасному.
Младшая Настя, к примеру, в свои четыре года подходила к маминым клиентам после стрижки и говорила: «Вам бы еще «макиаш» сделать». Хорошо рисовала, занималась в художественной школе.
В конечном итоге мама с дочками оказались вместе в индустрии красоты, Оля и Настя пришли туда такими же окольными путями, как и Наталья. Но их семье предначертано быть в одной профессии.
Старшая Оля поступила в горный колледж – менеджер по управлению предприятием. Затем УрГЭУ – финансы и кредит. На третьем курсе параллельно пошла на курсы по маникюру и наращиванию ногтей. Со временем девушка стала позиционировать себя не как наемный работник, а как руководитель. Ольга и стала продвигать идею открыть семейное дело – свой салон.

А что младшая Настя? В 2008 году в Нижнем Тагиле проводил двухнедельные мастер-классы Денис Карташов – человек, который работал в Голливуде с мировыми звездами. Но как попасть к топ-мастеру девочке-восьмикласснице, мечтающей научиться искусству визажа? Обучение стоило, даже произнести страшно, 50 тысяч рублей. Плюс купить косметику, профессиональные кисти и так далее – еще 30 тысяч. Помогла бабушка, и Настя пошла учиться. После недели обучения она буквально летала, не понимала – как после школы визажа можно вернуться в обычную школу?

- Проходит год, на одной из выставок Настя выступает в роли стилиста, - вспоминает Наталья. - Результаты работы увидела известная топ-стилист и говорит: «У девочки тонкое чувство вкуса. Загранпаспорт есть? Забираю Настю в Италию, у нас как раз показы». Я представила, что произойдет с моей девочкой: после Дениса ей голову снесло, а тут еще Италия – совсем ее потеряю. В итоге мы отказались.Настя выучилась на косметолога, получила диплом.

Семейное дело

Что еще подтолкнуло к открытию салона, так это Ольгина работа в сфере предпринимательства, отмеченная грантом: на эти средства начинающие бизнесмены купили первое итальянское оборудование. Дальше стали думать, где найти помещение. Помог случай: клиентка рассказала, что купила под бизнес трехкомнатную квартиру, но помещение не подошло. Наталья рассказывает:

- Приехала, посмотрела и поняла – это то, что я искала. Пошла ва-банк – продала квартиру. И опять мама помогла, приютила. Салон мы открыли в январе 2018 года, строили его пять лет. Название на первый взгляд необычное, а для нашей семьи самое что ни на есть говорящее. «Паворс» - это и есть семья. Первая часть названия от слова «павлин» – птица, которая защищает семью и всем входящим в дом желает процветания. А «оры» – это древнегреческие богини времен года. Все вместе означает: хозяин рад видеть всех в своем доме в любое время года.

Однажды в салон пришла клиентка, ей так понравилась Оля, что она решила познакомить девушку со своим сыном, живущим в Москве. Сначала молодые люди общались в соцсетях, потом Андрей приехал и через три месяца сделал старшей дочери предложение. Сейчас ребята живут в столице, но Оля осталась директором салона, дистанционно курирует его работу, отслеживает все разработки, маркетинговые ходы, все закупки, финансы и так далее. А Настя в «Паворсе» косметолог-визажист. Но пока сыну 10 месяцев, она с ним. Наталья – арт-директор, отвечает за эстетику, культуру, за то, насколько технично и правильно выполнена работа.

- Стрижка – это безоперационная пластика, - уверена она. - Я стрижкой могу исправить любой овал лица, любые провисающие моменты, да те же мешки под глазами. Как-то пришла женщина: длинные черные волосы, лицо грустное, хотя сама – милейший человек. После стрижки поменялась линия подбородка, появилось гордое выражение лица. Откорректировали овал. Стрижка с челкой: дорого, стильно, все четко. Осветление, микромелирование – и вот из салона вышла совершенно другая женщина. Парикмахер стрижет головой, а руки – это продолжение инструмента.

На днях Валентину Леонтьевну и Наталью чествовали в Екатеринбурге представители регионального министерства торговли, питания и услуг. Дело в том, что тагильской династии парикмахеров исполнилось 105 лет. Это одна из самых «возрастных» династий в Свердловской области. Она начинается с Валентины Леонтьевны и пока завершается Анастасией.

Но женщины-то знают, что летоисчисление уверенно можно вести с благотворительных стрижек деда Лявона.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы