В разговоре приняли участие заместитель начальника управления городским хозяйством Михаил Семин и специалист управления Алена Баранова, а также заместитель директора по организации автобусных пассажирских перевозок НТ МУП «Тагильский трамвай» Сергей Шнайдер, замдиректора ООО «Объединение «Союз-НТ» Александр Петров, директор ООО «Техноком» Данил Сащенко, директор ООО «Фирма ТАСС» Евгений Стельмах.
Улично-дорожная сеть Нижнего Тагила обслуживается четырьмя компаниями – тремя частными и муниципальной. Как отметил в начале встречи Михаил Семин, все они в последние годы пережили процесс трансформации:
- Стремимся к созданию комфортных условий перевозки пассажиров, чтобы все добирались до места назначения вовремя и безопасно. Тем не менее, в отрасли существует целый ряд проблем, о которых тагильчане ежедневно напоминают. Обсудим их, поговорим о проблемах транспортных компаний и перспективах развития пассажирских перевозок.
Кадры решают все
Директор Союза-НТ Александр Петров озвучил вопрос – кадровый дефицит.
- Ситуация напряженная. У всех в целом одни и те же проблемы. В первую очередь – отсутствие водителей. И неизвестно, когда они появятся, потому что автошколы в последнее время практически не выпускают водителей категории D.
- На сегодня дефицит кадров составляет более 40%, - подтвердил Евгений Стельмах.
- Даже сказал бы, что ситуация катастрофическая, - добавил Данил Сащенко. - Люди жалуются на несоблюдение расписания автобусами, но следствие наших проблем – старый автобусный парк, кадровый дефицит. Получается замкнутый круг.
По словам Данила Сащенко, Техноком с 2014 года не приобретал новый транспорт. Между тем, его стоимость за последние восемь лет выросла в геометрической прогрессии:
- В 2016 году автомобиль стоил 1 млн. 350 тысяч рублей, проезд - 16 рублей. В 2024 году стоимость машины выросла до 5 млн. рублей, а проезд - 28 рублей. То есть получается, что автотехника выросла в цене более чем на 370%, а стоимость проезда - на 75.
- Парк автобусов устарел. За последнее три-четыре года цены на технику выросли в несколько раз, а регулируемый тариф не позволяет поднимать плату, соответственно, взять денег на новую технику неоткуда, - поддержал Александр Петров. - Тем временем нашей компании ежегодно необходимо обновлять около 10-15% автопарка.
Тариф: каким он должен быть?
По мнению большинства перевозчиков, выходом из ситуации может стать повышение тарифа – это позволит увеличить зарплату водителям и привлечь к работе новых специалистов.
- Тариф в 28 рублей совершенно не покрывает наших расходов, - объяснил Данил Сащенко. – Зарплата водителя, ГСМ, амортизация – в итоге выходим в ноль. А на каких-то маршрутах даже в минус…
Как рассказал Александр Петров, недавно они получили ответ на запрос в Региональную энергетическую комиссию (РЭК), в котором сообщается, что в тарифе, составляющем плату для пассажиров, учтена среднемесячная зарплата водителя в размере 22 тысяч рублей
Перевозчики доплачивают водителям из тех средств, которые компания получает по контракту, заключенному с администрацией города. Прекрасно понимаем, что найти людей на зарплату в 22 тысячи – нереально. Вот и получается, что в гараже стоят исправные автобусы, а водителей на них нет.
- Практически весь водительский состав – пенсионеры, которым за 50 и больше. Молодежи в отрасли нет, - рассказал Данил Сащенко. – Отправляем запросы на вакансии в автошколы, в службу занятости. Однако откликов ноль. Все, кто трудится сегодня в наших компаниях, работают с 1990-х годов.
По словам Александра Петрова, возможным выходом из этого положения стало бы обращение администрации в РЭК с просьбой ввести нерегулируемый тариф на пассажирские перевозки.
Однако и здесь все не так просто. По словам Михаила Семина, администрация города, защищая интересы населения и пассажиров, считает, что тарифы должны оставаться регулируемыми. Иначе постоянный рост цен на проезд в общественном транспорте отразится на кошельке горожан.
- При этом частные перевозчики могут ежегодно обращаться в РЭК для изменения тарифа. Готовьте документы, предоставляйте информацию о доходах и расходах и обоснуйте требования о повышении платы за проезд, - предложил Михаил Семин.
Законодательством четко установлено: тариф рассчитывается, исходя из расходов за предшествующий год. Понятно, что за год цены на расходные материалы и комплектующие к автомобилям подрастают. Однако небольшое, но ежегодное выравнивание тарифа может изменить ситуацию в лучшую сторону.
Также профессиональные объединения перевозчиков могут выходить с рациональными предложениями на Правительство Российской Федерации. Доказать, обосновать, убедить в том, что методика расчета должна измениться, поскольку речь идет не только о платежеспособности пассажиров, но и выживании перевозчиков.
- Мы будем только «за», если эти изменения помогут перевозчикам. Например, два года назад вместе с правительством Свердловской области изменили условия закупки новых автобусов, изыскали средства в бюджете. И дальше продолжим сотрудничать с правительством области. Это наше общее дело, постоянно ищем пути решения проблем и способы модернизации пассажирских перевозок, - подчеркнул Михаил Семин.
Муниципальные автобусы
Одной из мер поддержки частных перевозчиков стало решение администрации города подать заявку на конкурс по перевозке на самых нерентабельных маршрутах муниципальным предприятием «Тагильский трамвай». На автобусах в МУП «Тагильский трамвай» работают 106 водителей, обслуживают семь слесарей, электрик, также есть мойщики автобусов и прочий персонал.
Сергей Шнайдер рассказал, как обстоят дела у муниципального перевозчика:
- Если коллеги работают в автобусных перевозках уже не одно десятилетие, то мы, как муниципальное предприятие, всегда занимались перевозками на электротранспорте. Для нас автотранспортное предприятие новое, создано с нуля. Начать - всегда сложно. Потребовались собственная автобаза, штат водителей, обслуживающего персонала, приобретение нового оборудования, ремонт помещений.
- Проблем гораздо больше, чем может показаться со стороны, - поделился Сергей Шнайдер. - К транспортникам вопросы всегда есть и будут, это социально значимая сфера. Ее обсуждают, всегда есть недовольные. Разбираемся в каждой ситуации, стараемся объяснять пассажирам, почему произошла та или иная проблема.
«Тагильский трамвай» осуществляет перевозку пассажиров на социально значимых маршрутах, которые экономически не выгодные для частных компаний.
- Они были не просто убыточными, а сверхубыточными, - объяснил Данил Сащенко. - Там жалоб просто куча, они сыпались и сыпались, поэтому, чтобы не получить социального взрыва, принято решение убрать у нас часть маршрутов.
Как показало время, решение оказалось правильным. Муниципальные маршруты работают исправно.
Новые контракты
Горячее обсуждение вызвала оплата транспортных услуг. По контракту перевозчики получают компенсацию из бюджета: восемь рублей за километр пробега.
По словам Михаила Семина, в ближайшее время муниципалитет планирует перезаключить контракты с частными перевозчиками, чтобы максимально поддержать работу транспортных компаний. Однако для получения средств должны строго выполняться все условия контрактов, включая соблюдение расписания. Для многих пассажиров – это один из важных моментов.
- Деньги выдаются строго по системе контроля. Их не будет, если вы не сможете соблюдать тот режим работы, который установлен контрактами, - предупредил Михаил Семин. – Мы встречаемся часто, знаем, что волнует горожан, обсуждаем проблемы, ищем совместные пути решения. Перезаключение контрактов должно позволить нам, как этого ждут и руководство города, и все тагильчане, повысить эффективность работы перевозчиков, соблюдение расписания на маршрутах общественного транспорта.