-бЭто не первый мой креативный кластер. В Черноисточинске на территории бывшей чулочно-носочной фабрики инициативная команда центра «Мой бизнес», где я тогда работала, создала арт-резиденцию. Практика оказалась успешной и заинтересовала министерство инвестиций и развития Свердловской области. И тогда, еще будучи наемным сотрудником Фонда поддержки предпринимательства, предложила несколько городов, где также можно создать подобные точки притяжения молодежи. Конечно, в моем списке был и Нижний Тагил. Я - тагильчанка и люблю свой город.
- Нижний Тагил – город-труженик. Большинство жителей работает на промышленных предприятиях. Вряд ли им нужен креативный кластер?
- Нижний Тагил – второй по величине город области с очень высоким потенциалом и достаточно интенсивной для провинции культурной жизнью. Не случайно наш «Самородок» появился раньше, чем аналогичный креативный кластер «Домна» в Екатеринбурге. Кроме того, Нижний Тагил - еще и студенческий город. Здесь масса учебных заведений, причем три из них имеют творческую направленность. Многие приезжают сюда учиться. И хотелось, чтобы их жизнь была такой же насыщенной и яркой, как и у той нашей молодежи, что перебралась в столицы. Но мы не ограничиваем круг наших посетителей одними студентами. Я уверена: если в человеке живет тяга к творчеству, она всегда найдет выход, где бы он ни работал. И задача нашего креативного кластера – предоставить людям эту возможность: учиться вокалу или рисованию, обсуждать фильмы или встречаться с известными людьми. К примеру, недавно к нам пришли двое молодых ребят, которые трудятся на УВЗ по рабочим профессиям и в то же время снимают видеоподкасты. В итоге мы сделали совместный проект. Слоган «Руда - из породы, талант – из народа», кажется, лучше всего отражает нашу миссию.
- Что еще может предложить «Самородок»?
- Изначально мы думали, что придут люди с определенным запросом: надеялись наполнить кластер мастерскими, в которых тагильские художники и умельцы создавали бы свой творческий продукт. Но по факту «Самородок» оказался востребован другими людьми, которые не только что-то создают, но и учат этому других. У нас присутствует образовательный сегмент: детский языковой клуб, центр развития ребенка, который, в том числе, предоставляет услуги для детей-инвалидов, школа диджеев, школа вокала. Три фотостудии – абсолютно не похожие друг на друга проекты, кутюрный мастер, который создает уникальные, эксклюзивные вещи. Событийная повестка тоже насыщена: открываем по две новые выставки каждую неделю, проводим фестивали, творческие встречи, квартирники, ярмарки, промо-кампании для резидентов, «Ночь искусств», «Ночь музеев», кинопоказы, презентации. Сегодня кластер насчитывает 22 резидента – они разноплановые и очень интересные. А все помещения не просто заняты, на них очередь.
- Поделитесь секретом, что сработало на удачную раскрутку?
- Прежде всего, облик. Молодежь четко считывает все нюансы любой площадки: модно, стильно, актуально она представлена или нет. Поэтому, несмотря на достаточно ограниченный бюджет для ремонта, сразу заказали профессиональный дизайн-проект. При этом мы не случайно оставили старое название училища, которого с 2014 года уже не существует, как некую временную связь с поколениями мастеров, обучавшихся здесь. Люди постарше шутят, что «учага расцвела». Второй момент, который работает на нашу популярность - креативность пространства. Это понятие вмещает в себя не только творческую, но любую авторскую деятельность: IT, дизайн, любые цифровые проекты, бизнес-проекты… Мы - за широкий спектр разнообразных проектов, которыми насыщаем наше пространство. И, в-третьих, шоу должно продолжаться, движение не должно замирать, поэтому каждую неделю стараемся насытить мероприятиями и разнообразной деятельностью.
- По поводу активности… Если сравнивать разные поколения ваших посетителей, какое даст фору остальным?
- На нашей площадке творческую реализацию получают представители любого поколения. Но могу сказать, что люди 40+ гораздо смелее молодых. Молодежь до 25 лет, с одной стороны, более робкая, а с другой – привыкли больше потреблять. Они выращены в культуре потребления: постоянно берут, им трудно при этом насытиться. К нам они приходят, в основном, как зрители или развлекаться. Им интересно, они с удовольствием делятся своим экспертным мнением, но делать что-то сами не спешат. Молодежь постарше уже готова пробовать, но их тормозит страх ошибки. У этих молодых людей завышенные ожидания от себя: они уверены, что с первого раза все должно получиться на «отлично», а если не получилось, то это провал и катастрофа. Очень мнительное и тревожное поколение, которое, благодаря перенасыщению информацией, боится сделать свой первый реальный шаг. И чем больше окружающие ждут от них конкретных действий, тем больше молодые люди застывают в ужасе. Наша задача – снизить эту тревожность, создав комфортные условия для первых шагов в самореализации. Но это, конечно, обобщения. Многое зависит от человека. К нам часто приходят молодые люди работать администраторами и нередко покидают нас. Одна администратор сейчас диджей SoVa, другой начал создавать световые надписи, третья занимается продвижением художников. То есть наше пространство располагает к личностному и профессиональному росту, и, если в человеке есть цепкость, он этим воспользуется.
- Вы даете возможность молодым «встать на крыло», почувствовать собственные силы… Но, обретя уверенность, они покинут город?
- Молодые всегда будут уезжать из дома в поисках лучшего, и это, наверное, правильно. Главное, чтобы они хотели вернуться. И многие действительно возвращаются. Их должен ждать обновленный, развивающийся город с такими точками притяжения, как наш кластер.
Фото из архива Екатерины Третьяковой.