Уже четвертый год общественная организация «Город добрых людей»при поддержке Фонда президентских грантов реализует в Нижнем Тагиле социально-театральный проект о подростках и для подростков «На волне».
- В рамках этого проекта у нас предусмотрены самые разные методы работы, и один из них – форум-театр, - комментирует председатель организации и куратор проекта Дмитрий Винокуров. – Это форма социального театра, разработанная еще в 1970-е годы прошлого века бразильским театральным режиссером и писателем Аугусту Боалем. Суть его заключается в том, чтобы, преобразовав аудиторию в активных участников спектакля, решать театральными средствами важные социальные проблемы. А чтобы проблема была действительна важна для аудитории, тему для спектакля должно выбрать само сообщество. В нашем случае это сообщество студентов колледжа имени Демидова, для которого самой горячей оказалась тема неразделенной любви.
Именно об этом актеры форум-театра показали короткий, но тщательно продуманный спектакль «(не)ЛЮБОВЬ». Сюжет его максимально прост.
Девочка Даша влюблена в мальчика Никиту, который регулярно списывает у нее «домашку», но дружить предпочитает с другой девочкой. У Даши есть подруга, которая при ближайшем рассмотрении оказывается манипулятором: за спиной обсуждает и обсмеивает ее с одноклассницами. Когда конфликт переходит в острую стадию - Дашу отталкивают те, кого она считала друзьями, и все это приправляется алкоголем – она звонит маме с призывом о помощи. Но маме некогда – у нее работа. Заканчивается постановка тем, что девочка пачками глотает таблетки. А вот дальше начинается самое интересное. Спектакль разыгрывается с начала, но теперь каждый зритель в любой момент может остановить действие и ввестись в него сам – заменить кого-то из второстепенных персонажей или придумать собственного и развернуть действие в другую сторону.
Поначалу зрители осторожничают: не спешат выкладывать свои идеи, потому что понимают – придется выйти на сцену в качестве актера, а к этому готовы не все. Но проходит всего лишь час, и зрительный зал не узнать: все наперебой обсуждают ситуацию, спорят, предлагаютварианты, постоянно останавливают действие и без стеснения вводятся в постановку. Предугадать, куда повернет сюжет, невозможно – разворачивается чистая импровизация. Иногда повествование уходит в комедийный жанр, что лишь сплачивает публику, но все время возвращается к главному, совсем не смешному вопросу: как уберечь Дашу от необдуманного поступка? От кого из ее окружения зависит исход? Как избежать лишних страданий для всех этих персонажей? На первый взгляд изменить ситуацию достаточно просто – надо лишь отнестись к девочке более внимательно. Но на деле ей важно внимание одного человека, которому она (увы) не нужна, и ситуация каждый раз вновь скатывается в драматизм. В этот раз зрители справились.
- Но это случается не всегда, - констатирует Дмитрий Винокуров. – Мы уже сыграли форум-спектакли на темы «Школьная травля», «Абьюз в отношениях молодежи», «Я не хочу ходить в эту вашу школу». В каждой такой теме всегда есть тот, кто страдает, и тот, кто подавляет. И у нас бывали форум-спектакли, на которых зрители не могли найти выход. Просто опускали в конце концов руки и говорили: «Ничего тут сделать невозможно». Это касалось в частности темы «Школьная травля», которую мы потом много обсуждали в рамках проекта. Оказалось, некоторые дети считают, что школа без травли невозможна. Это очень грустно. И если бы нас чаще посещали школьные педагоги, они не только увидели бы реальность, но и смогли открыто поговорить с подростками. Для всех такой разговор на равных очень важен.