Логотип Тагильский Рабочий

«Квест» на пути к профессии

Ее история напоминает злоключения героини фильма «Приходите завтра». Этот кинохит 1960-х хорошо помнят люди старшего поколения. Валентина Малько, как и Фрося Бурлакова, отправилась покорять Москву, ведомая лишь верой в себя и горячим желанием реализоваться в профессии.

Изображение «Квест» на пути к профессии Скачать изображение в формате JPG

В списке абитуриентов Валентина увидела себя накануне первого вступительного экзамена. Билет на самолет пришлось покупать в спешке с солидной переплатой, собираться – сгребая на бегу вещи. Но все получилось – в шесть утра Валя вылетела в Москву, а к десяти уже подходила к корпусу ГИТИСа (государственный институт театрального искусства). Она не собиралась учиться на актрису или режиссера. В свои 40 лет Валентина четко осознавала, что ее интересует лишь одна профессия – художник по гриму.

Впрочем, начиналось все вполне шаблонно: после школы окончила училище и получила профессию швеи. А между делом подстригала подружкам челки. И постепенно поняла, что стрекот парикмахерских ножниц вызывает большее удовольствие, чем жужжание швейной машинки. Валентинаосвоила и эту профессию, выбрав вместо трехмесячных курсовцентр развития парикмахерского искусства в Омске. Там она пришлась ко двору: предлагали поступить в вуз и остаться в центре в качестве преподавателя.Но Валентина рвалась домой, будто чувствовала, что впереди у нее – долгий роман с Нижнетагильским драматическим театром.

Роман начался не сразу, еще 10 лет мастер работала в парикмахерской, изо дня в день делая женщин красивыми. Пока однажды знакомая (помощник режиссера) не сообщила, что в театре есть временная работа – гримером. Парикмахер приглашение восприняла с растерянностью:

- Я тогда совершенно не представляла, что такое грим, к чужим лицам боялась прикасаться, но знала, что с прическами справлюсь без проблем. В театре понравилось, график полностью устроил, но гримом я долго не занималась. Актеры накладывали его самостоятельно, многих этому искусству обучила Мария Рэмовна Байер. Я наблюдала и тоже старалась что-то перенять, а еще научилась делать усы и бороды. Повезло, что застала в театре старого мастера-постижера Владимира Николаевича Казаковцева, благодаря которому освоила азы постижа (изготовление декоративных изделий из натуральных или искусственных волос).

Уже через год Валентина Малько самостоятельно выпустила свой первый спектакль в качестве парикмахера – «Дикое счастье». Сама подбирала парики, совместно с актерами выстраивала визуальные образы и очень волновалась. Хотелось, чтобы работой остались довольны и режиссер, и актеры. Но до грима было еще далеко, с ним Валентина впервые столкнулась на спектакле «Ханума».

- У одного нашего актера в то время были проблемы со зрением. Он жаловался, что плохо видит себя в зеркале и попросил нанести ему грим, - вспоминает Валентина. – Я испугалась и начала гуглить вопрос. Потом стала гримировать его постоянно, начали подходить другие: «Сделай мне тоже». Постепенно увлеклась этой работой. И особенно меня вдохновила задача сделать грим для образа ПетраI, когда выпускали спектакль «Демидовы. Версия». Я не спала несколько ночей, придумывая, как актера Данила Зинеева превратить в узнаваемого российского императора. Это портретный грим, который требовал, прежде всего, внешнего сходства. Мы будем изучать его только на третьем курсе.

Мы вновь в стенах ГИТИСа, куда на экзамен Валентина пришла прямо с самолета, со всеми котомками-вещами. Именно пришла, потому что выскочила не на той станции метро, и до института пришлось еще час топать пешком.

- Вокруг – одна молодежь. Все красивые, креативные, а я – уставшая и запыленная с дороги, многим девочкам в матери гожусь. Думаю: «Валя, зачем тебе это надо?» Первый экзамен - академический рисунок и живопись. А я даже в художественной школе никогда не училась. Люди вокруг рассаживаются, выбирают ракурс, а я мольберт раскладывать не умею. Справиться с ним мне помогла декан. И тут меня накрыло: вышла в туалет и начала рыдать.

Никогда Валентина не мечтала стать гримером. Профессия будто сама ее выбрала, чудесным образом открываявсе двери увлеченному человеку.

Очередной «дверью» стало приглашение на всероссийскую конференцию по гриму, которое пришло в драмтеатр. Руководство отправило на нее своих гримеров. Впечатления были колоссальными:

- Я увидела, сколько всего и из каких материалов можно делать! – с восторгом вспоминает Валентина. - Из латекса и силикона, лысины и парики… Какие чудеса можно творить с помощью одной коробочки грима! Спикером выступал гример из Большого театра с огромным стажем работы. Она делала невероятные вещи! Меня настолько вдохновила конференция, что я даже навела справки о заочном обучении на гримера. Организатор сказала, что до сих пор гримерами работали бывшие визажисты или актеры, которым по программе преподавался грим. А отдельно профессии художник-гример просто не существовало. ГИТИС – пока единственное место, где набирают экспериментальный курс на очное обучение.

Валентина расстроилась – дом, семья, дети, работа. Какое очное обучение? Но спустя год ГИТИС ввел и заочное по этому направлению, Малько получила информацию о вступительных испытаниях. В частности, надо было подготовить эскизы грима для образа Анны Карениной в разные периоды ее жизни. Валентина отослала их, получила приглашение на экзамены. И вот -рыдает в туалете ГИТИСа.

Приняв решение уйти с экзамена, Валентина успокоилась и вернулась в аудиторию. Стало обидно за выброшенные на самолет 25 тысяч. Тагильчанка решила пройти этот «квест» до конца, начала рисовать. И нарисовала на 68 баллов, намного переплюнув проходной порог. Другим чудом стало то, что буквально накануне экзамена по литературе ее пригласил на спектакль по «Преступлению и наказанию»бывший актер Нижнетагильского драмтеатра. Чтобы понять, что же такое смотрела, Валентина начала гуглить тему и многое узнала о забытом со школьной скамьи произведении Достоевского. И надо же такому случиться:на экзамене ей достался именно этот билет.Итоговые баллы оказались очень высокими, но на бюджет наша гример все же не прошла – слишком сильны были соперники с художественным образованием. Но тут случилось еще одно чудо: руководство театра решило оплатить образование Валентины Малько.

Сейчас она окончила первый курс. За это время стала правой рукой преподавателя по парикмахерскому искусству и авторитетной «мамой» для своего молодого курса, попрактиковалась на «Мосфильме», где готовила к съемкамв передаче «Хорошие песни» известных артистов. Но главной любовью остаются театральный грим и Нижнетагильский драматический.

- Когда мне говорят: «Зачем ты согласилась на оплату обучения? Отрабатывать придется», я просто не воспринимаю таких замечаний. Я люблю Нижний Тагил, люблю свой театр и никуда не собираюсь из него уходить.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы