Логотип Тагильский Рабочий

Физика - это интересно

Поглощая тонны информации, пользуясь готовыми ответами из интернета, современные дети все реже размышляют. Как научить их думать? Свой рецепт на всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека» представила учитель физики школы №30 Марина Кузнецова. И победила.

Изображение Физика - это интересно Скачать изображение в формате JPG

- Дети боятся ЕГЭ по физике, поэтому нечасто выбирают предмет в качестве экзамена для поступления, - признает Марина Николаевна. - И, зная, что физика не понадобится, перестают интересоваться ею. Последствия известны – нехватка инженерных кадров. В 2022 году президентом поставлена задача – технологический суверенитет страны. Перед образованием также встал вопрос углубленного изучения физики и математики.

Школа №30 к новым вызовам оказалась готова. С 2019 года она сотрудничает с НТИ УрФУ. В рамках технологического профиля учащиеся 10-11 классов один день в неделю (а в этом году – два дня) учатся на базе Нижнетагильского технологического института, где углубленно занимаются математикой, физикой и информатикой. А в 2025 году школа заключила договор с ЕВРАЗ НТМК и официально открыла собственный инженерный класс. Десятиклассников, желающих попасть в него, оказалось неожиданно много, в том числе и из других школ. На этом педагоги не успокоились. Развивая направление, для учащихся 7-8 классов они решили реализовать проект «ИнженериУм».

- В проекте задействованы все учителя физики, математики, информатики и учитель технологии Марина Горина, - делится лаврами Марина Кузнецова. – Экспериментировать в этом направлении начали в прошлом году и получили хороший результат – увлеченность детей, которым понравилась форма мероприятия. Даже тем, кто испытывает трудности в изучении точных наук, была интересна практическая сторона вопроса. В апреле мы повторили мероприятие на городском уровне, приурочив его к 80-летию Победы. На открытый турнир юных инженеров пригласили 10 команд из разных школ города. Около 100 учащихся 7-8 классов приняли участие в «ИнженериУм».

Проект включает в себя несколько этапов: математика, физика, информатика и черчение. И каждый этап требует прикладного применения знаний и навыков.

На математике, например, дети рассчитывали доставку продуктов дроном из одной точки в другую, на черчении надо было в несколько раз увеличить или уменьшить заданную на плоскости фигуру. Но особенно всем понравился этап «Конструкторское бюро», на котором семиклассники выполняли техзадание по изготовлению катапульты, а восьмиклассники строили по заданным размерам из подручных средств взлетно-посадочную вертолетную площадку.
Все катапульты и площадки прошли испытания: в первом случае - на дальность выстрела, а во втором – на прочность. Без презентаций тоже не обошлось. Заинтересованность детей, естественно, была живой. А педагоги сделали неожиданные выводы: детям необходима практика, причем в большом объеме.

- Удивительно, но дети, которые хорошо владеют теоретическими знаниями, не всегда могут реализовать их на практике, - замечает Марина Кузнецова. – В то же время у ребят, которые не сильны в теории, часто - «умные руки»: они делают отличные макеты. И все учащиеся проявили высокую заинтересованность. А это – самое главное. Если у ребенка нет интереса к предмету, заставить его учиться невозможно. Для многих детей мы сломали стереотип, будто точные науки скучны. Необходимость самостоятельно решать практические задачи дает мощнейшую мотивацию.

С этим проектом Марина Кузнецова вышла на всероссийский конкурс «Воспитать человека» в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание». Казалось бы, какое отношение?

- Дело в том, что наша школа находится в историческом месте, - поясняет педагог. – 300 лет назад здесь располагались поселок и Выйский медеплавильный завод. А сейчас – улица, названная в честь великих тагильских изобретателей Черепановых. В школе есть богатейший музей, посвященный трудовым династиям завода ВМЗ. Кому, как не нам, поддерживать и продолжать традиции уральской инженерной школы?

Видимо, жюри конкурса полностью согласилось с этим аргументированным подходом и присудило победу тагильскому педагогу. Финальные испытания и награждение прошли в Москве в конце октября. Марина Кузнецова, да и весь педагогический коллектив школы №30, воспринял победу как общий результат.

- Я убедилась, что мы идем в верном направлении, предлагая детям думать. Мне очень нравятся принципы советской школы: простота, доступность и индивидуальный подход. Думаю, наше образование постепенно к ним возвращается.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы