ДЕНЬ ПОБЕДЫ: «СКРИПКА»
ЭТО СОБЫТИЕ ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОТЕЦ УЖЕ БЫЛ НА ФРОНТЕ. НА ДВОРЕ БЫЛ ГОЛОДНЫЙ И ХОЛОДНЫЙ 1942-Й.
ЭТО СОБЫТИЕ ПРОИЗОШЛО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОТЕЦ
УЖЕ БЫЛ НА ФРОНТЕ. НА ДВОРЕ БЫЛ ГОЛОДНЫЙ
И ХОЛОДНЫЙ 1942-Й. ЗА ДВА ГОДА ВОЙНЫ ИЗ ДОМА
ПРОДАЛИ ВСЕ, ЧЕМУ НАХОДИЛСЯ ПОКУПАТЕЛЬ.
НО, КАК САМАЯ ДОРОГАЯ ПАМЯТЬ О ДОВОЕННОМ
ВРЕМЕНИ, ХРАНИЛАСЬ ОТЦОВСКАЯ СКРИПКА. МАТЬ
НЕ ХОТЕЛА РАССТАВАТЬСЯ С НЕЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО.
КОГДА В ДОМЕ НЕ ОСТАЛОСЬ НИ РУБЛЯ И НИКАКОЙ
ЕДЫ, БЫЛО РЕШЕНО ПРОДАТЬ ОТЦОВСКУЮ СКРИПКУ.
МАТЬ НОСИЛА ЕЕ НА РЫНОК, ПРЕДЛАГАЛА ЗНАКОМЫМ,
НО ВСЕ БЫЛО НАПРАСНО. ОЧЕВИДНО, ИНСТРУМЕНТ
РЕШИЛ ДОЖДАТЬСЯ СВОЕГО ХОЗЯИНА.
НО ВОТ ОДНАЖДЫ В ДОМЕ ПОЯВИЛСЯ ПРИЛИЧНО
ОДЕТЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРЕДЛОЖИЛ КУПИТЬ СКРИПКУ.
ОДНАКО СНАЧАЛА ОН ХОТЕЛ БЫ УВИДЕТЬ ЕЕ И
ОПРОБОВАТЬ ЗВУК. МАМА ДОСТАЛА ИЗ ФУТЛЯРА
ИНСТРУМЕНТ, РАЗВЕРНУЛА ТРЯПИЦУ, В КОТОРУЮ
ТОТ БЫЛ ЗАВЕРНУТ, И ПОДАЛА НЕЗНАКОМЦУ. ТОТ
СНЯЛ ПАЛЬТО, ОДЕРНУЛ ПИДЖАК И ПОДНЯЛ РУКАВА
РУБАШКИ. ПОТРОГАВ СТРУНЫ СВОИМИ ДЛИННЫМИ
ПАЛЬЦАМИ, ОН ВСКИНУЛ СКРИПКУ НА ПЛЕЧО И
СМЫЧКОМ КОСНУЛСЯ СТРУН. СКРИПКА ОТОЗВАЛАСЬ
ПРОТЯЖНЫМ И ЖАЛОБНЫМ ЗВУКОМ.
Я СТОЯЛ РЯДОМ С МУЖЧИНОЙ И НЕ СВОДИЛ ГЛАЗ
С ИНСТРУМЕНТА. КОГДА РАЗДАЛАСЬ КАКАЯ-ТО
ГРУСТНАЯ МЕЛОДИЯ, МАТЬ ЗАЛИЛАСЬ СЛЕЗАМИ
И ВЫШЛА ИЗ КОМНАТЫ. А Я ЗАМЕР И ДОЛГО НЕ МОГ
ПОШЕВЕЛИТЬСЯ, УСЛЫШАВ БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗВУК
ТАКОГО МАЛЕНЬКОГО, НО ТАК СИЛЬНО ТРЕВОЖАЩЕГО
МОЙ СЛУХ ИНСТРУМЕНТА. ЗАКОНЧИВ ИГРАТЬ, МУЖЧИНА
ВЕЛЕЛ ПОЗВАТЬ ХОЗЯЙКУ. Я ЗАШЕЛ В КУХНЮ И
ПОПРОСИЛ ЗАПЛАКАННУЮ МАМУ ЗАЙТИ В КОМНАТУ.
СКРИПАЧ СКАЗАЛ, ЧТО ИНСТРУМЕНТ ЕМУ НРАВИТСЯ
И ОН КУПИЛ БЫ ЕГО. МАМА ВЫТЕРЛА ГЛАЗА И СПРОСИЛА,
ЗА СКОЛЬКО. МУЗЫКАНТ НАЗВАЛ КАКУЮ-ТО СУММУ.
МАМА НЕМНОГО ПОДУМАЛА И СКАЗАЛА: «ДЕНЬГИ
НАМ, КОНЕЧНО, НУЖНЫ, НО НЕЛЬЗЯ ЛИ СКРИПКУ
ОБМЕНЯТЬ НА ВЕДРО КАРТОШКИ?» МУЖЧИНА СОГЛАСИЛСЯ
И СКАЗАЛ, ЧТО ПРИДЕТ ЗАВТРА.
ПОСЛЕ ЕГО УХОДА Я УТКНУЛСЯ В МАМИНО ПЛЕЧО,
И МЫ ВМЕСТЕ, В ГОЛОС, СТАЛИ ОПЛАКИВАТЬ ОТЦОВСКУЮ
ПАМЯТЬ. КОГДА СКРИПКУ ЗАБРАЛИ, МАТЬ НЕ МОГЛА
УСПОКОИТЬСЯ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ. ЧТОБЫ КАК-ТО
СКРАСИТЬ БОЛЬ УТРАТЫ, ОНА КАЖДЫЙ ВЕЧЕР СТАЛА
РАССКАЗЫВАТЬ МНЕ О ЖИЗНИ С ОТЦОМ ДО ВОЙНЫ.
ЭТО БЫЛИ ДОБРЫЕ, КРАСИВЫЕ РАССКАЗЫ, ОНИ
ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ ТРЕВОЖИЛИ МОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.
СЕЙЧАС Я ЗНАЮ, ЧТО ТАКОЕ СКРИПКА – ГЛАВНАЯ
УЧАСТНИЦА ЛЮБОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА.
Я ТАКЖЕ ЗНАЮ О ТОМ, ЧТО НУЖНО НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ
ЛЕТ, ЧТОБЫ ДОСТОЙНО ИГРАТЬ НА ЭТОМ ИНСТРУМЕНТЕ.
НО ВОТ ВОПРОС: ОТКУДА В ГЛУХОЙ ЧУВАШСКОЙ
ДЕРЕВНЕ МОГЛА ПОЯВИТЬСЯ ЭТА «ЦАРИЦА» ЛЮБОГО
ОРКЕСТРА? КТО УЧИЛ ОТЦА ИГРАТЬ НА ЭТОМ БОЖЕСТВЕННОМ
ИНСТРУМЕНТЕ? ЛАДНО, ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛА БАЛАЛАЙКА
ИЛИ БАЯН, ИЛИ, К ПРИМЕРУ, ГИТАРА… НО СКРИПКА!
В ДЕРЕВНЕ, ГДЕ НАРОД НЕ ЕЛ НИЧЕГО, КРОМЕ
ПРИМИТИВНОЙ «ОГОРОДИНЫ», И НЕ ПЕЛ НИЧЕГО,
КРОМЕ ЧАСТУШЕК. И ВДРУГ СРЕДИ ЭТОЙ БЕДНОТЫ
И СЕРОСТИ ВЫРОС ТАЛАНТЛИВЫЙ ПАРЕНЬ, ОСВОИВШИЙ
ИНСТРУМЕНТ, ПОДДАЮЩИЙСЯ ДАЛЕКО НЕ КАЖДОМУ.
ОСОБЕННО ДО СЛЕЗ МОЮ МАМУ УМИЛЯЛИ ДОВОЕННЫЕ
ВЕЧЕРИНКИ, ГДЕ ОТЕЦ БЫЛ ВСЕОБЩИМ ЦЕНТРОМ
ВНИМАНИЯ. И ВЕДЬ ЕГО ИГРУ НА СКРИПКЕ НЕ ТОЛЬКО
СЛУШАЛИ, НО И ПОД ЧАРУЮЩИЕ ЗВУКИ ТАНЦЕВАЛИ
ВАЛЬСЫ И ПОЛЬКИ…
ВИТАЛИЙ АНДРЕЕВ,
БЫВШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НТФ-УПИ И НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО
ПЕДИНСТИТУТА, ПРОФЕССОР ФИЛОСОФИИ.