ГИМНАЗИСТЫ ПРЕДЛОЖИЛИ УСТАНОВИТЬ ПАМЯТНИК ДЕТЯМ ВОЙНЫ
В ГИМНАЗИИ №18 УЧЕНИКИ 3-ГО «Г» КЛАССА
НАЧАЛИ ГОТОВИТЬСЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ ЕЩЕ ПРОШЛЫМ
ЛЕТОМ. РЕБЯТА ЗНАКОМИЛИСЬ С АРХИВАМИ МУЗЕЕВ,
ЧИТАЛИ РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ, ВОЗЛАГАЛИ ЦВЕТЫ
К ПАМЯТНИКАМ ПАВШИМ.
В ГИМНАЗИИ №18 УЧЕНИКИ 3-ГО «Г» КЛАССА
НАЧАЛИ ГОТОВИТЬСЯ КО ДНЮ ПОБЕДЫ ЕЩЕ ПРОШЛЫМ
ЛЕТОМ. РЕБЯТА ЗНАКОМИЛИСЬ С АРХИВАМИ МУЗЕЕВ,
ЧИТАЛИ РАССКАЗЫ О ВОЙНЕ, ВОЗЛАГАЛИ ЦВЕТЫ
К ПАМЯТНИКАМ ПАВШИМ. ВСТРЕЧАЛИСЬ С ТРУЖЕНИКАМИ
ТЫЛА. ОНИ ВЫЯСНЯЛИ, КАК ЖИЛИ И РАБОТАЛИ В
ГОДЫ ВОЙНЫ ПРОСТЫЕ ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ,
ВЕДЬ НА ИХ ПЛЕЧИ ЛЕГЛА ВСЯ ТЯЖЕСТЬ НЕВЗГОД,
БЕДСТВИЙ И ИСПЫТАНИЙ. ОСЕНЬЮ ШКОЛЬНИКИ
ПРИСТУПИЛИ К НАПИСАНИЮ ПРОЕКТА «ВОЙНОЙ
УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО».
В НЕМ РЕБЯТА РАССКАЗАЛИ ОБО ВСЕМ, ЧТО УЗНАЛИ
САМИ. НАПРИМЕР, О ТОМ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ ВО ВРЕМЯ
ВОЙНЫ ЗАМЕНИЛИ ВЗРОСЛЫХ У СТАНКОВ. В АРХИВЕ
МУЗЕЯ ЕВРАЗ НТМК УДАЛОСЬ РАЗЫСКАТЬ ВОСПОМИНАНИЯ
ВЕТЕРАНА Н. БАЗЕТОВА. ОН ПИСАЛ: «РАБОЧИХ
РУК НЕ ХВАТАЛО. Я ВЗЯЛ 12 МАЛЬЧИШЕК. ВНАЧАЛЕ
ВЫПОЛНЯЛИ ПОСИЛЬНУЮ РАБОТУ НА ПОДНОСКЕ,
А ПОТОМ ПОСТЕПЕННО СТАЛ ИХ ПРИУЧАТЬ ЗАГЛЯДЫВАТЬ
В ПЕЧЬ. МНОГИМ ПРИХОДИЛОСЬ ПОДСТАВЛЯТЬ
ТАБУРЕТКИ, ЯЩИКИ, ЧТОБЫ МОГЛИ ДОСТАТЬ ДО
ЗАСЛОНКИ ПЕЧИ. БЫЛА ПОСТОЯННАЯ ОПАСНОСТЬ
ПОЛУЧЕНИЯ ОЖОГОВ. НЕОДНОКРАТНО НАЧАЛЬНИК
ЦЕХА НАПОМИНАЛ МНЕ: «ТЫ, БАЗЕТОВ, СМОТРИ,
СТАЛЬ ВАРИТЬ НАДО, НО И РЕБЯТ БЕРЕЧЬ НАДО.
СМОТРИ, ЧТОБЫ НЕ СГОРЕЛИ ПРИ ОТКРЫТИИ ЗАСЛОНКИ».
НА УВЗ В ЯНВАРЕ 1945 ГОДА РАБОТАЛИ ЧЕТЫРЕ
ТЫСЯЧИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 8 ДО 18 ЛЕТ.
САМЫМ МОЛОДЫМ ШТАМПОВЩИКОМ НА УРАЛЬСКОМ
ТАНКОВОМ ЗАВОДЕ БЫЛ БРИГАДИР МОЛОДЕЖНО-ФРОНТОВОЙ
БРИГАДЫ ТОЛЯ СМИРНОВ. МАЛЬЧИК ВЫПОЛНЯЛ
НОРМУ НА 200% И ВСЕГДА РАБОТАЛ БЕЗ БРАКА.
ДЕТИ ОКАЗЫВАЛИ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ РАНЕНЫМ
БОЙЦАМ. В ГИМНАЗИИ №18, ОТМЕЧЕНО В ИССЛЕДОВАНИИ,
РАБОТАЛ ОБЩЕХИРУРГИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ПОД
НОМЕРОМ 2551. ПИОНЕРАМИ В ГОДЫ ВОЙНЫ БЫЛО
СОЗДАНО ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ТИМУРОВЦЫ
ПОМОГАЛИ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ: НОСИЛИ ВОДУ,
КОЛОЛИ ДРОВА, НЯНЧИЛИ МАЛЫШЕЙ, ПИСАЛИ ПИСЬМА
НА ФРОНТ. СОБРАЛИ 2000 ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАЛИНГРАДА.
УСПЕВАЕМОСТЬ ТАГИЛЬСКИХ УЧЕНИКОВ ПРЕВЫШАЛА
90%. А В НЕКОТОРЫХ ШКОЛАХ ДОСТИГАЛА 100%. ЛОЗУНГ
ВОЕННЫХ ЛЕТ ГЛАСИЛ: «КАЖДАЯ ДВОЙКА –
ПОМОЩЬ ВРАГУ!» ПОМОГАТЬ ВРАГУ НИКТО НЕ ХОТЕЛ.
ИЗУЧИВ АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАССКАЗЫВАЮТ
ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ ЕКАТЕРИНА МАШКОВА И АРТЕМИЙ
БОЛОЦКИЙ, ЗАДАЛИСЬ ВОПРОСОМ: А СУЩЕСТВУЮТ
ЛИ ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ? ВЫЯСНИЛИ:
ВО МНОГИХ ГОРОДАХ РОССИИ ОНИ ЕСТЬ, А ВОТ
В НАШЕМ ГОРОДЕ ТАКОЙ МОНУМЕНТ НЕ УСТАНОВЛЕН.
И ТОГДА В КЛАССЕ БЫЛО РЕШЕНО ПРОВЕСТИ КОНКУРС
НА ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА. ОНИ ПОЛУЧИЛИСЬ
РАЗНЫМИ. МАША УЛЬЯНОВА НАРИСОВАЛА ЭСКИЗ
БАРЕЛЬЕФА «ОПАЛЕННЫЕ ВОЙНОЙ», НИКИТА ВОЛОШИН
– ЮНОГО СОЛДАТА, КОТОРЫЙ ОХРАНЯЕТ ВЕЧНЫЙ
ОГОНЬ.
СВОИ РАБОТЫ ДЕТИ ПРЕДСТАВИЛИ НА ГИМНАЗИЧЕСКОМ
КОНКУРСЕ. ПРОЕКТ «ВОЙНОЙ УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»
ЗАНЯЛ ВТОРОЕ МЕСТО.
КРОМЕ ТОГО, ВИКТОРИЯ ПИЛОКШИНА ПОДГОТОВИЛА
РАССКАЗ О СВОЕМ ПРАДЕДУШКЕ ФЕДОРЕ РОМАНОВИЧЕ
ЗАНИНЕ. СВОЙ БОЕВОЙ ПУТЬ ОН НАЧАЛ В ХАРЬКОВЕ.
ПРОШЕЛ УКРАИНУ, МОЛДАВИЮ, ЧАСТЬ РУМЫНИИ,
ПОЛЬШУ, ГЕРМАНИЮ, ЧЕХОСЛОВАКИЮ. КОМАНДОВАЛ
СТРЕЛКОВЫМ ВЗВОДОМ И РОТОЙ ВМЕСТО ВЫБЫВШЕГО
ИЗ СТРОЯ КОМАНДИРА. 9 МАЯ ВСТРЕТИЛ В ПРАГЕ,
НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА.