Уралвагонзавод – крупнейший производитель бронетехники
В годы Великой Отечественной войны только на Уральском танковом заводе №183 создано 25 914 «тридцатьчетверок». Это больше, чем выпустили все вместе взятые заводы центральной Европы, оснащавшие техникой армию фашистской Германии. На УТЗ делали и бронекорпуса для штурмовиков ИЛ-2. Эти самолеты бомбили врага, отступающего от Сталинграда.
На УВЗ эвакуировано 12 предприятий
11 сентября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР создан Наркомат танковой промышленности. Уральский танковый завод №183 был образован на базе Уралвагонзавода и 12 предприятий. В Тагил приехали 2,5 тысячи рабочих и специалистов Сталинградского тракторного завода.
На УТЗ было привезено и установлено более 3000 единиц оборудования
Всего за два месяца производственные мощности УВЗ были перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.
Для наращивания выпуска танков внедрялись прогрессивные технологии
С 15 августа 1942 года на УТЗ №183 была внедрена отливка башен в сырые формы, изготовленные методом машинной формовки. Эта технология позволила увеличить выпуск башенных отливок с 5-6 штук в сутки в конце 1941 года до 40 – в конце 1942-го. Так была окончательно решена проблема качества и количества выпускаемых башен. Отныне тагильчане сами стали поставлять башни танка Т-34 другим заводам.
Городом-танкостроителем Сталинград стал раньше Тагила
Последними на Уральский танковый завод были эвакуированы танкостроители Сталинграда в июле 1942 года. В городе на Волге танк Т-34 начали собирать еще в 1940 году на тракторном заводе. Помогали в этом представители Харьковского завода.
В августе 1942 года немецкая авиация ежедневно бомбила Сталинград
Каждые 15 минут в небе появлялись сотни бомбардировщиков с фашистской свастикой. В конце августа немецкие войска подошли к тракторному заводу. Рабочие собирали танки и уходили на них в бой. Многих на баржах под бомбежкой переправляли через Волгу и эвакуировали в тыл. УТЗ №183 получил хорошее пополнение: сталинградцы были опытными танкостроителями.
Каждые 30 минут с конвейера УТЗ № 183 сходил танк
Ежесуточно Уральский танковый завод отправлял на фронт эшелон боевых машин. К концу войны на заводе было организовано 150 поточных линий. Масштабы применения на заводе в военное время поточных линий и различных конвейеров не имели и не имеют аналогов в мировом танкостроении – как в те годы, так и сегодня.