Перебирая игрушки из коллекции Татьяны Владимировны, мысленно возвращаешься в детство, как будто листаешь старый альбом с черно-белыми фотографиями. Одним ватные игрушки напомнят беззаботное детство, другим – молодость, третьим – что-нибудь теплое и душевное. Равнодушных точно не будет.
Героиня материала «ТР» более 10 лет отработала в школе учителем математики, потом возглавляла детский дом, детский сад, создавала и развивала детский образовательный центр, туристическую фирму. Сегодня (скоро будет год) не работает. С мужем отметили сапфировую свадьбу (45 лет вместе), взрослый сын, любимая сноха, подрастающий и не менее любимый внук – все они и вдохновляют Татьяну Владимировну на творчество.
Любимая коллекция – дети, в ней уже есть юбилейная 30-я игрушка. Есть весенние композиции, осенние, лесные животные, грибы, сказочные персонажи. Как и с чего все началось? Случайно.
- Мы всей семьей отдыхали в небольшом городке Сукко, который находится под Анапой. По соседству с нами была мастерица Ирина Горноулова из Кемерова. В общем чате для жильцов она бросила клич: проведу мастер-класс для детей по изготовлению игрушки-мухомора, - вспоминает тагильчанка. - Поинтересовалась у внука, ему тогда было 13 лет, сходим? Он согласился. И мне понравилась игрушка, которая у него получилась! На следующий мастер-класс снова пошли вместе. На этот раз делали снеговиков вдвоем. А потом, как говорится, меня понесло, уже не могла остановиться. Игрушки стали любимым домашним занятием, а армия волшебных персонажей становилась больше с каждым днем.
Процесс производства «ватных детей» кропотливый, требует терпения и определенных навыков. Супруг Анатолий Александрович готовит каркас из скрученной проволоки. Получается скелет. На него воздушными слоями накладывается цветная вата, которая красится вручную. Все закрепляется клейстером. Вата используется разная. Есть обычная медицинская, а есть льняная. Она более мягкая, из нее мастерица делает шапочки, шарфы и платочки. Краски тоже специальные. Кукольная одежда готовится отдельно. Валеночки и штанишки, курточки и пальтишки, шапочки. Все это тоже нужно сделать тщательно и с душой. А еще есть лыжи или портфель, искусственный снег и книжки, птички и игрушки. Все это мастерица заказывает у других мастеров, а что-то изготовляет сама.
Как только образ ретро-игрушки обретает первые настоящие очертания и становится узнаваемым, готовится лицо. В формы-молды вминаются полимерная глина или воздушный пластилин, материал практически сразу схватывается. Личико вынимается из молда, отшлифовывается, покрывается акрилом с помощью спонжа, а затем расписывается акварелью.
По словам рукодельницы, когда рисуются глаза, у куклы появляется характер, ни одно лицо не повторяется. Все разные: этот - плакса, другой - счастливец, а вот появилась кокетка. Разная глина и ведет себя по-разному.
Внук дальше грибочков не пошел, а Татьяна Владимировна в январе этого года стала призером всероссийского фестиваля «Рождественская елка». И готовится к новому фестивалю со сказочным названием «Страшная тайна темного леса», который состоится в марте. Задумала сделать серию драконов. Открыла свою авторскую студию, делится секретами мастерства на своей страничке ВКонтакте. В планах – пройти мастер-класс по изготовлению миниатюр из полимерной глины (фрукты, овощи, хлебобулочные, кондитерские изделия и многое другое), чтобы ими украшать игрушки.
Ретро-игрушки Татьяны Гулак становятся популярными, разлетаются и разъезжаются по всей стране. В буквальном смысле. Прошлым летом на выставке АртАвеню в Анапе, где собираются мастера со всей страны, Татьяна Владимировна оказалась единственной с такими работами. Стать участником ярмарки было непросто, нужно получить положительную оценку художественного совета. Тагильские игрушки оказались вне конкуренции, их взяли без решения худсовета. За день туристы и отдыхающие раскупили почти все.
- Жалко, наверное, расставаться с «детьми»? Они ведь, как живые?
- Жалею только об одном: не спросила, куда, в какие города отправились. Вижу, как они дарят добрые эмоции, как нравятся детям, мне так приятно, - с улыбкой признается Татьяна Гулак. - Смотрю на них, улыбаюсь. Может быть, в этом успех?
О. ВЛАДИМИРОВА.
ФОТОРЕПОРТАЖ.