Логотип Тагильский Рабочий

О музыке, о фестивале «РахманинOFF» и жизни - дирижер и руководитель оркестра «Демидов-камерата» Роман АРАНБИЦКИЙ

В тагильской филармонии с 7 по 11 апреля пройдет фестиваль «РахманинOFF» в честь 150-летия со дня рождения великого русского композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова. О музыке, о подготовке к фестивалю, об оркестре, жизни, Нижнем Тагиле и не только мы побеседовали с лауреатом премии губернатора Свердловской области, дирижером и руководителем оркестра «Демидов-камерата» Романом АРАНБИЦКИМ.

Изображение О музыке, о фестивале «РахманинOFF» и жизни - дири Скачать изображение в формате JPG

Дирижеры бывают разные


- В августе прошлого года вы приняли приглашение нашей филармонии возглавить симфонический оркестр. За это время узнали наш город? Как вам Нижний Тагил?

- Город замечательный, прекрасный. Во-первых, после Екатеринбурга мне очень нравится, что здесь более спокойный ритм жизни. Для нормальной работы он лучше, чем жуткая, чаще всего, бестолковая суета.

Во-вторых, архитектура. Понятно, что по роду своей работы вращаюсь в центральных кварталах. Большое счастье Нижнего Тагила - нет ужасающей точечной застройки, когда напихивают новые дома и город архитектурно уродуется. Тагил сохранился, и это здорово, глаз отдыхает. Вижу места отдыха, которые появились сравнительно недавно. Набережная, по которой люблю гулять, когда есть возможность, Театральный сквер со спуском к фонтану. И это новое не разрушает старое, а восстанавливает, дополняет аккуратно и гармонично. По моим ощущениям, Тагил гораздо больше сохранил уральский колорит.

Мне очень нравится сюда приезжать. И люди здесь замечательные, они умеют работать, знают, что надо делать, как развиваться.

- Роман Александрович, как музыкант, что можете сказать о тагильской публике?

- Это не только мои впечатления, а практически всех музыкантов, солистов, которые приезжали на выступления в Нижний Тагил. Все отмечают, что тагильская публика уникальная, редко где бывает такой горячий прием и такая отзывчивость.

Есть ощущение, что тагильчане приходят в филармонию за радостью и сами приносят радость.

- Как вас принял оркестр «Демидов-камерата»? Трудно было найти общий язык?

- Нет, не трудно. Естественно, любой рабочий процесс не бывает идеально гладким. Это нормально. Хорошо ощущаю себя во время репетиций. Как правило, дирижер всегда чувствует отношение к нему коллектива. Мне комфортно работать с музыкантами.

К счастью, они работают не только за финансовую составляющую, но еще - за интерес, и это очень греет.

- В вашей карьере есть опыт работы с детьми. С кем легче, с детским или со взрослым коллективом?

- Сложный вопрос, - улыбается Роман Александрович. - Считаю, что человек, который по-настоящему смог работать с детьми, он сможет работать с любыми возрастными категориями.
Я работал хормейстером и руководителем детского хора в Екатеринбургском театре оперы и балета. Кстати говоря, на следующий сезон, если все сложится, тагильская публика сможет увидеть и услышать этот уникальный коллектив. Думаю, что это будет очень интересно, ярко, неожиданно.

Конечно, специфика возраста накладывает свои отпечатки, с детьми одни проблемы приходится решать, со взрослыми - другие. Хотя иногда возникает ощущение, что взрослые артисты - это такие же дети. То же самое можно сказать и про студентов, которым преподаю в консерватории.

- Какие черты характера нужны в работе дирижера?

- Все дирижеры по характеру очень разные. Никогда два разных дирижера одну и ту же музыку одинаково не исполнят. Есть дирижеры, которым необходимо находиться в центре внимания, на публике, и они поэтому пришли в эту профессию. Или, наоборот, интроверты, которые после всплеска эмоций на выступлении уходят в себя и закрываются от окружающих. Есть склонные к диктаторской манере общения. А те, кто выстраивают взаимоотношения с оркестрантами на началах сотрудничества или товарищества, дают больше свободы, инициативы.

Существует некий комплекс талантов, свойств личности, которыми необходимо обладать человеку, иначе он не сможет состояться как дирижер. В первую очередь - он обязан быть личностью. Чем больше его интеллектуальный и эмоциональный багаж, тем больше ему есть, что сказать музыкой, которую он исполняет. Второе - сильная воля. Не менее важно - умение очень глубоко и эмоционально переживать музыку и уметь передать эти эмоции исполнителям и публике, заразить тем, что ты чувствуешь. И четвертое - коммуникабельность. Всегда говорю студентам, что это двусторонний процесс - умение понимать другого и умение быть понятым другим. Вот на этом держится дирижер как профессионал.


Многогранный Рахманинов


- Что вы готовите с оркестром «Демидов-камерата» к фестивалю «РахманинOFF»? Почему выбор пал на эти произведения?

- Я веду подготовительную работу к фестивалю. А основную, финишную часть, будет проводить дирижер Дмитрий Лузин.

- Не ревнуете?

- Нет, абсолютно, - смеется. - Тем более, мы с Дмитрием Григорьевичем старые товарищи, учились вместе в консерватории, он тоже хоровик, работали вместе лет 10 в хоре оперного театра, поэтому здесь не может быть никакой ревности. А если серьезно, время от времени любой коллектив, а оркестр - особенно, должен выступать с другими дирижерами, но, безусловно, это должны быть специалисты высокого уровня, которые могут не просто сделать программу, а могут что-то дать оркестру в профессиональном плане. Дмитрий Григорьевич - как раз из таких.
Программу концерта выбирал не я, это задумка Дмитрия Лузина, поэтому лучше у него спросить, почему такой выбор произведений.

Но здесь есть интересный момент. Два произведения - это Рахманинов молодой, смотрящий в жизнь по-юношески, по-весеннему, очень глубокие, эмоциональные переживания, но открытые в будущую жизнь. Это Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром и кантата «Весна» для баритона, хора и оркестра. Они были написаны в начале XX века, когда начинался зрелый композиторский путь Рахманинова. Композитор сформировался со своим стилем, со своим языком, со своим образным миром, в душе оставаясь юношей. А вот третье сочинение, которое вошло в программу, - «Рапсодия на тему Паганини ля минор для фортепиано с оркестром» - совершенно другой Рахманинов, написано было уже в эмиграции, где композитор 8-10 лет не писал ничего из-за тоски по России. И вот сочинение «Три русские песни» вернуло его к композиторскому творчеству, после этого снова начал писать музыку. В «Рапсодии на тему Паганини» совершенно другой внутренний мир Рахманинова, он в музыке изливал в звуках то, что происходило на душе, что его терзало, мучило, волновало.

Не буду сейчас расшифровывать все, нужно, чтобы слушатель, который придет на концерт, понял разницу. Сергей Васильевич Рахманинов был еще и великим пианистом, хорошо писал произведения для фортепиано с оркестром, но и отлично у него получались сочинения для хора (что ни возьми - то шедевр), которые прозвучат в программе. У Рахманинова есть изумительные сочинения для хора а капелла: «Литургия», «Всенощные бдения» - два мощных сочинения. Втайне надеюсь, что мы сможем в Тагил привезти хор, который исполнит эти произведения, чтобы тагильские слушатели смогли открыть для себя новое звучание.

Очень люблю Рахманинова вообще и все его хоровые сочинения. Именно «Весна» для меня какая-то особенная, люблю каждую нотку. «Весна» - это откровение, озарение, сошедшее откуда-то на композитора и вылившееся в звуки.


А. ЦЫГАНКОВ.

 

Самым «весенним» русским композитором музыковеды тагильской филармонии Елена ЦЫПУШКИНА и Мария ТАЦЕНКО считают Сергея Васильевича Рахманинова, его музыка воплощает пробуждение природы. Переливы флейты, легкие пассажи скрипок, разрастается весенний гомон, вступает оркестр, и на кульминационной ноте подхватывает хор, разливается звучание весны…
- Фестиваль «РахманинOFF» - ожидаемое событие, вызывает большой интерес публики, - рассказывает Елена Валерьевна. - 7 апреля на сцене филармонии выступают «Романтик-квартет» (Москва) и Андрей Дубов, фортепиано (Москва). Прозвучит камерная музыка, исключительно для души, погружение во внутренний мир.

В рамках фестиваля 9 апреля нас ожидает встреча с романсами Рахманинова и его современников, программу подготовили Елена Витко (меццо-сопрано) и Татьяна Цыпушкина (фортепиано).
- Елена Витко - тагильчанка, лауреат конкурса им. Верди в Италии, - рассуждает музыковед. - Программа интересна тем, что создается историко-музыкальный фон того времени, поэтому концерт получается объемным. Публику ждет весеннее каприччио - разнообразие впечатлений.

- Закрытие фестиваля, посвященного 150-летию С.В. Рахманинова, состоит из двух отделений, - говорит Мария Таценко. - Выступают наш симфонический оркестр «Демидов-камерата» и заслуженный артист России пианист Евгений Михайлов (Москва), дирижер Дмитрий Лузин (Барнаул). Самые известные произведения Рахманинова не оставят равнодушным никого. Я преподаю в колледже искусств, веду музыкальную литературу, могу сказать, что студенты с большим удовольствием слушают его сочинения, с интересом воспринимают факты из жизни Сергея Васильевича. В финале для исполнения кантаты «Весна» на сцену выйдут порядка 100 артистов: оркестр, солисты и сводный хор из состава Екатеринбургского муниципального хора «Доместик» и хора Нижнетагильского колледжа искусств.

- Хочется отметить талант Евгения Михайлова, - добавляет Елена Валерьевна. - Очень тонкий пианист, очень романтичный. Он приезжал к нам 18 лет назад, привозил партитуры для камерного оркестра. Мы ему очень благодарны за все выступления на нашей сцене.

- Самое главное, зрителям будет трудно выбрать между концертами, ведь они отражают разные жанры, - вступает в разговор Дарья Смолкина, специалист по связям с общественностью. - Поэтому для слушателей, которые хотели бы посетить все концерты фестиваля, Нижнетагильская филармония объявляет фестивальную акцию: приобретая в кассе билеты на три концерта «РахманинOFF», вы получите скидку 20%. Акция продлится до даты первого концерта фестиваля, то есть до 7 апреля. А молодежь сможет воспользоваться «Пушкинской картой».

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы