Логотип Тагильский Рабочий

Заменит ли кулинара нейросеть

20 октября – День повара. Светлана Кицваидзе работает мастером производственного обучения в Нижнетагильском торгово-экономическом колледже. С ней студенты делают первые шаги в освоении поварского дела.

Изображение Заменит ли кулинара нейросеть Скачать изображение в формате JPG

- Все закладывается в детстве. Вспомните, как готовили у вас в семье?

- Росла в большой и дружной семье. Любили застолье, на которое собирались у бабушки. Как любая советская среднестатистическая семья, готовили традиционно салаты, жареную картошку, курицу. Пельмени стряпали.

Изысков в еде не знали, это сейчас в магазинах полки ломятся. Зато все было штучно и вкусно. Помню аромат копченого окорока на бумажной подложке. Мама раз в месяц, когда зарплату получала, покупала этот деликатес.

- Почему решили стать поваром?

- Никогда не думала об этом, в моей семье все педагоги. Бабушка – учитель русского языка и литературы, директор школы №1. Тетя – учитель английского языка в 32-й. По образованию мама - химик-биолог, но по состоянию здоровья не работала в школе. Папа тоже химик-биолог, работал в училище №93, которым руководил мой дед.

Поступала в пед-институт, но не хватило одного балла. Пойти на повара посоветовала тетя. Сказала, если даже не буду работать по профессии, главное - научусь готовить. Но нежданно-негаданно, окольным путем, все равно пришла в педагогику.

Училась в торговом техникуме. Поступила в 1994 году на техника-технолога приготовления пищи. После окончания устроилась работать на НТМК в столовую доменного цеха.

Молодая девчонка и сразу пришлось готовить огромные объемы. Мужчины приходили за обедами – видны только глаза и белые зубы, лица все черные. В итоге ушла. Четыре года отработала в ресторанах, там было интереснее, потому что могла творчески себя проявлять.

- Когда пришли работать со студентами?

- Встретила будущего мужа, планировали семью. Но работа в ресторане подразумевала 12-часовые смены, в том числе ночные. Для семейной жизни такая занятость не подходила, плюс не платили пособие за декретный отпуск.

Поступила на заочное отделение в Уральский государственный экономический университет. В библиотеке колледжа встретила директора – Светлану Голицыну, она меня помнила студенткой. Говорит: «Света, не отпущу тебя. Надо открывать столовую, а у нас нет мастера производственного обучения. У тебя опыт большой, в том числе работа в ресторанах, научишь студентов».

Пришла домой, обсудили предложение. Подумали, что это государственное предприятие, все официально – и выплаты, и больничные листы. Пришла работать в колледж с 1 сентября 2001 года.

Отвечаю за практику, навыки приготовления пищи приобретают в столовой. Кто-то сразу схватывает на лету, у других идет сложнее. Начинаем с азов: нарезка продуктов. Потом освоение всевозможных способов приготовления, подачи блюд, уборка рабочего места. Повар должен все уметь.

Мотивирую участием в конкурсах профмастерства. Колледж летом материально поощряет студентов за работу в столовой на каникулах. Стажировки бывают, в этом году отправляли с руководителями в отель Сочи. Раньше сотрудничали с Хебом.

- Что важнее – приготовить по рецепту или креативно?

- Если ты придумал особое блюдо и оно вкусное, то это уже профессионализм. По рецепту легче.

- Сейчас нейросети пытаются внедрить во многие сферы человеческой деятельности. Как вы думаете, сможет ли искусственный интеллект заменить повара?

- В плане создания новых блюд, подачи, может, интеллект что-то подскажет. А приготовить за тебя - нет, человеческие руки не заменить. Как говорят, одна мучка, да разные ручки.

Кстати, в столовой готовят торты на заказ, и дизайнер Татьяна использует в работе искусственный интеллект. Например, люди приходят и говорят, что не знают, какое хотели бы оформление. Она спрашивает пожелания и с помощью нейросети создает образ, который затем переносят на торт.

- Участвуете в конкурсах профессионального мастерства?

- Да, занимала призовые места. Полтора года назад был такой опыт. Делала вареники разноцветные, как малахитовая шкатулка. Одни зеленые – тесто с зеленью. Другие оранжевые – морковный сок добавляла. И розовые за счет свекольного сока. Три вида залеплены по-разному. Первое место заняла. Сейчас езжу на соревнования в основном как педагог-наставник.

- Спасибо за интервью. С профессиональным праздником!

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы