Логотип Тагильский Рабочий

На работу, как к любимой девушке

У тренера по спортивной гимнастике, отличника физической культуры Петра Чикишева удивительная судьба. Прежде чем нашел свое настоящее призвание, Петр Иванович успел поработать на трех заводах и в общеобразовательной школе. 45 лет назад он переступил порог СШ №1 и с тех пор воспитывает юных чемпионов.

Изображение На работу, как к любимой девушке Скачать изображение в формате JPG

Его ученики завоевали несколько десятков медалей на чемпионатах и первенствах России, входили в молодежную сборную страны, выступали на этапах Кубка мира, были кандидатами на участие в Олимпийских играх.

Деревенская закалка

Петр Чикишев родом из деревни Лизуны Кировской области, которой уже не существует. Был он очень активным мальчишкой: постоянно куда-то бежал, из-за чего получал замечания и порицания на общешкольных линейках.

- Хотел быть первым во всем, - вспоминает Петр Иванович. – Энергии было много, азарта. Однажды погнался за стаей лис. Все-таки поймал одну, у нее лапа была травмирована. Домой принес - все в шоке. Дедушка шкуру ободрал, я ее сдал за девять рублей: за пять лыжи себе купил, а четыре маме отдал. Учился тогда во втором классе.

В начальной школе Петр был почти отличником, дальше пришлось сложнее. Уроки делать не любил, выручала феноменальная память. Двое-трое одноклассников расскажут стихотворение, и он уже выучил, готов повторить.

- Учителя нас воспитывали, заложили честность, порядочность, ответственность. Уже во взрослом возрасте понял, насколько профессионально нас готовил учитель физкультуры. Осенью бегали кроссы, зимой - на лыжах, он ставил правильную технику. После уроков по несколько часов играли в баскетбол, а потом шли домой пять километров. Физическая подготовка была отличной.

Окончив восьмилетку, Петр с семьей переехал в Нижний Тагил. Поступил в девятый класс школы №35, но все мысли были о спорте:

- Увидел на стадионе боксеров, спросил у тренера, можно ли записаться. Он: «Отожмись 20 раз!» Да легко! Тогда отправил бежать 400 метров со спортсменами. Я пошел, в чем есть: в модных узких туфлях на каблуке, в брюках и рубашке. Всех обогнал.

Из-за тренировок часто прогуливал уроки. Когда об этом узнали родные, заниматься боксом запретили, а в школе решили оставить на второй год. Петр набрался храбрости и заявил: «Не хочу учиться!»
- Вызвали на комиссию в Дзержинский райисполком. Объяснил председателю, что хотел бы работать на заводе. Он направил в учебно-производственные мастерские получать специальность. Я вышел счастливым, до сих пор благодарен этому человеку за то, что он меня услышал и понял.

Два с половиной года Чикишев трудился на Криомаше. До работы и обратно добирался бегом с Зонального поселка. Играл с коллегами в футбол, хоккей, волейбол, ручной мяч. В армии увлекся гиревым спортом, выполнил норматив первого разряда, успешно занимался офицерским троеборьем.

«Хочу стать тренером»

После демобилизации устроился на танковое производство Уралвагонзавода. Мимо стадиона пройти не мог, всегда сворачивал: бегал, прыгал, во что-то играл. Потом – кросс до дома:

- Интересная была жизнь. Но мучила мысль, что я один в семье недоучка. Решил поступать в техникум физической культуры в Свердловске. Приехал, оказалось, прием документов закончен. Но девушка хорошая попалась, все-таки взяла заявление. Выбрал легкую атлетику, рассудив, что на гимнастику мне не попасть. Никто не верил, что поступлю, а я даже с работы уволился заранее, настолько не сомневался в успехе.

Активному первокурснику легкой атлетики было мало: не хватало нагрузки и эмоций. У старшего преподавателя гимнастики Эдуарда Рунге, воспитавшего семикратного Олимпийского чемпиона Бориса Шахлина, попросил разрешения сменить специализацию. Так со второго курса стал гимнастом. До окончания третьего надо было выполнить норматив второго разряда, иначе вместо диплома – справка:

- Пахал, как сумасшедший, ничего не боялся! После занятий зал закрывали, а мы спускались с балкона и еще часа два тренировались. Тогда понял, как много значит талант в спорте. Друг, который раньше гимнастикой не занимался, легко делал то, что у меня никак не получалось.

Рунге объяснял: главное - понимать, как делается элемент, уметь подбирать подводящее упражнение, и всегда стараться опережать время – создавать новые, сложные комбинации. Только так можно выйти в лидеры. Петр Чикишев впитывал знания, как губка.

Вырыли яму

Однако после выпуска устроился в Свердловске на административную должность. Играл в хоккей с мячом, выполнил норматив первого разряда, в футбол, но от работы удовольствия не получал. Однажды встретил Эдуарда Рунге, тот сказал: «Из тебя получится тренер». Как будто благословил.

Петр переехал в Верх-Нейвинск, трудился на заводе и по совместительству - в секции спортивной гимнастики. Набрал детей, дело пошло, однако по-явилась новая идея – высшее образование. Став студентом-заочником института физкультуры в Челябинске, перебрался в Нижний Тагил. Приняли в школу №4 учителем физкультуры, там же организовал секцию. Однажды коллега, посмотрев, как поставлена работа, посоветовал перейти в спортивную школу.

Воспитанников Петра Чикишева уже знали, поэтому его взяли. Шел 1978 год. Базы у СШ №1 не было, но появилась возможность занять помещение в общеобразовательной школе. Тренеры своими руками привели его в порядок:

- Здание чужое, нельзя ничего переделывать без согласования, но очень хотелось улучшить условия тренировок. Завуалированно рассказали директору, что хотим кое-что изменить. В итоге вскрыли пол, выкопали яму глубиной два метра. Галина Федоровна увидела, отругала, велела все вернуть. Повезло, что заехал председатель гороно Юрий Смольянинов, у меня занимался его сын. Рассказал ему, как случайно подставили директора. Он ответил: «Делайте все, что нужно, это же для детей!» Мы, вдохновленные, еще и стену сломали между классами, получился зал площадью 96 квадратных метров. Платили нам за 36 часов, а трудились в два раза больше. Шли на работу, как к любимой девушке. Это не труд был, а радость!

Курс на Ростов…

Александр Фирсов на всесоюзных соревнованиях стал призером, вошел в сборную спортивного общества «Труд». Молодого человека и его наставника Петра Чикишева пригласили в Ростов-на-Дону. В последний момент родители Саши передумали, и Петр Иванович уехал один.

- А мог бы стать, как минимум, чемпионом Европы. Там для работы был просто рай, но быт и климат не подошли мне. Полтора года в Ростове провел, сотрудничал с пятью Олимпийскими чемпионами. Директор сразу сказал, что ему не важно, как я работаю, нужен результат. Весь процесс подготовки был отстроен от и до, все продумано до мелочей. За год воспитал члена сборной РСФСР, которая заняла первое место на чемпионате Советского Союза. Жить в Ростове так и не привык, жене тоже не нравилось. Думал, вся жизнь заключается в работе, оказалось – нет. А тут из Тагила звонок: «Ты нужен, обещают построить зал».

…и обратно

Вернулся в СШ №1 в 1986 году. Школа уже располагалась на Газетной, 109а. Началась стройка, которая длилась 12 лет. Сдали объект только в 1999-м, к тому времени Петр Чикишев остался единственным тренером на 120 юношей. В новом зале через год-полтора пошли результаты. Директор Николай Сороков предложил подумать о более высоких целях:

- Уже зная о том, какой должна быть система подготовки, поставил единственное условие – в процесс никто не вмешивается. Николай Петрович сказал: «Делай, что считаешь нужным». Я пригласил сильного специалиста из Челябинска Вячеслава Щеголева в напарники и начали работать на результат с мальчишками из младшей группы – Никитой Лежанкиным и Романом Суетиным.

Петр Чикишев учил их тому, что мало кто в мире делал, сам придумывал методики, разрабатывал подходы, обкатывал свои нововведения на соревнованиях.

Откуда взялся этот Тагил?!

В 11 лет мальчики дебютировали на первенстве России. Медалей не завоевали, но уже через год, в 2005-м, привезли домой пять наград. Никита стал вторым в многоборье, а Рома победил в опорном прыжке.
- Только и звучало: «Тагил! Откуда он взялся?!» Старший тренер пригласил на сборы в Москву. С тех пор мы окунулись в этот омут с головой.

Через какое-то время Рому и Никиту включили в состав юношеской сборной России. Но в девятом классе Лежанкин решил переехать в Екатеринбург. Петр Иванович говорит, расстались без обид: нельзя держать спортсмена ради своих амбиций. Сосредоточился на работе с Суетиным. Вместе старались опередить время, как учил Рунге, разучивая самые сложные комбинации.

На первенстве страны тагильчанин занял второе место в многоборье. Победил Давид Белявский из Екатеринбурга, обоих включили в состав команды для участия в молодежном первенстве Европы. Но планы рухнули: на тренировке Рома сломал мизинец.

Такого мальчика подготовил!

По семейным обстоятельствам Петру Ивановичу пришлось на полтора года практически забыть о гимнастике. Роман за это время успел потренироваться в Екатеринбурге, бросить гимнастику и уйти в цирк. Но при встрече признался наставнику, что хотел бы снова тренироваться у него. Чикишев согласился и поставил задачу вернуться в сборную.

На чемпионате страны в 2012 году Суетин произвел фурор. Тренеры национальной команды говорили: «Петя, спасибо, такого мальчика подготовил!» Сборная УрФО заняла третье место в командном турнире, и свою медаль Роман с благодарностью подарил тренеру. Еще через год уральские гимнасты стали победителями на Кубке России, это была сенсация. Вот тогда Суетин всерьез задумался об Олимпиаде.

К сожалению, успех не сплотил, а, наоборот, развалил маленькую команду. Петра Ивановича задевало, что Роман не выполняет задания, как раньше, прислушивается к другим тренерам. Суетин, судя по всему, считал, что поступает правильно. Доверие пропало, Чикишев так работать не смог, поэтому уехал домой.

- Я Олимпиадами не грезил, для меня важнее, чтобы все было по-человечески, - объяснил он коллегам, которые были в шоке от такого решения.

Романа подхватил тренер Давида Белявского Петр Китайский, но как-то на соревнованиях в Екатеринбурге Суетин сам подошел к Петру Ивановичу. Извинился за прошлое и сказал, что в тупике.

Снова стали работать вместе, собрали все комбинации. А через какое-то время гимнаст начал жаловаться на боль в плече. Долго терпел, ничего не говорил, боялся, что выведут из состава сборной. Врачи, проводившие обследование, удивились, как спортсмен вообще мог тренироваться, травма оказалась очень серьезной.

- До Олимпиады оставался год. Рома все-таки решил делать операцию, хотя я ему говорил, что не успеет восстановиться. Поскольку опыта у меня больше, оказался прав - он не попал в команду. Поехал Иван Стретович из Новосибирска и стал «серебряным» призером в составе сборной России. Хороший парень, но Рома сильнее. Он почти никогда не падал, был очень стабильным. Суетин, к сожалению, оказался не фартовым.

В 2016 году Суетин женился на чемпионке мира Ксении Афанасьевой. Сейчас ему 31 год, работает в сборной России, живет в Москве, воспитывает сына.

Судьба

А Петр Иванович по-прежнему работает в СШ №1. Четко объясняет, почему никому из них не удалось повторить успехи Суетина и Лежанкина. Тогда сложилось многое: квалификация тренера, коллектив, способности исполнителей, хорошие условия для занятий, правильно подобранный режим тренировок, питания, восстановления. Как только из цепи выпадает звено, она рассыпается.

- Конечно, работая на результат, надо забыть обо всем, - говорит Чикишев. - Семья уходит на второй план. Хорошо, если родственники понимающие, как моя жена Таня. Все время думаю о гимнастике. Друг шутит, что у меня кусок брусьев в голове. Раньше иногда ночью вскакивал, чтобы что-то записать. Вот такая у меня судьба…

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы