Логотип Тагильский Рабочий

Витька с Моховой - живой!

Виктор «Ворон» Смирнов – старший прапорщик тагильского ОМОНа, прошел подготовку в ФСО, воевал в разведгруппе спецназа «Ахмат». Сейчас работает на полигоне УВЗ. Родительский дом нашего героя - на кушвинской улице Моховой. Здесь Виктор с женой и детьми проводит все выходные. Такое совпадение сразу отсылает к знаменитой песне 50-х – к «Москвичам» Винокурова и Эшпая, к голосу Бернеса: «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой». Только наш Витька - с тагильской Моховой - вернулся домой. Не зря боевую группу под его командованием сослуживцы считали фартовой, живучей.

Изображение Витька с Моховой - живой! Скачать изображение в формате JPG

Иван Ефтифьевич

Перекличка с Великой Отечественной в этой истории возникает не раз. На фасаде дома – флаг России и красный флаг Победы. Прадед Виктора погиб под Сталинградом. Его дед Иван Ефтифьевич Смирнов был танкистом, дошел до Берлина.

Именно с деда-фронтовика начался рассказ:

- Дед наш - уроженец Горьковской области, - говорит Виктор. - После войны они с матерью и братом переехали в Тагил, жили в Северном поселке. Дедом мы гордимся – это главный пример для меня с детства, мой герой. Он не любил вспоминать войну, но на мои пытливые расспросы откликался. Рассказывал о боевой машине Т-34, о том, как их экипаж три раза горел в танке. Пацаном мне хотелось еще и еще раз услышать, как бойцы вытаскивали друг друга из огня, как пробирались через болото... Дед служил семь лет, после Берлина их отправили на Дальневосточный фронт. Я любил рассматривать содержимое дедовской коробки – военные медали и книжки, грамоты.

От Кавказа до Донбасса

После школы, в 1999-м, парень отправился на срочную службу, был и в Чечне:

- Подписал контракт, окончил автомобильный техникум, по распределению попал в Новосибирск на пусковую установку «Тополь», в охрану РВСН. Из-за развала в армии вернулся на гражданку, но совсем скоро потянуло обратно.

С 2006 года Смирнов служил в отряде ОМОН - не только бойцом. Был инструктором, выигрывал снайперские соревнования, участвовал в охране президента во время его визитов в наш город. Четыре командировки на Кавказ - за зоркий глаз получил позывной «Ворон».

В 2018-м, когда вышел на пенсию, позвонили из Москвы, предложили поступить в Федеральную службу охраны. В столице служил в отдельном взводе при ОМОНе. Но не выдержал постоянной разлуки с семьей и незадолго до СВО вернулся в Тагил. Устроился в 130-й цех УВЗ – работа по пристрелке танков оказалась подходящей для снайпера. Особенно радовало Виктора, что связал судьбу с дедовским танкистским прошлым.

- Только начал работать, объявили мобилизацию. А меня не призывают! Пришел в военкомат: «Я же из спецподразделения, готовый боец». Ждите, говорят, вы на спецучете, призовут, когда надо. Но мои-то друзья и знакомые из 12-го отряда, из ОМОНа ушли на СВО. Как я могу дома сидеть? Снова пошел, подписал контракт по-тихому. Мама и жена не знали до последнего дня. Но они меня поняли, поддержали. Потому что знают: Родина для меня – святое.

Звезды «Ахмата»

- Меня сразу забрали в штурмовую разведгруппу полка «Ахмат»: ходили в накаты (штурмы, тактические атаки), снайперил, молодых натаскивал, раненых эвакуировал. Все ребята у нас достойные, трусов не было. Бились на смерть, и многие гибли. Когда командира нашего отделения «Богдана» под Клещеевкой убило, мне пришлось его заменить. В 2023 году вооружение у противника было очень серьезное, кассетных бомб не жалели даже на одного солдата.

Нас через Бахмут перебрасывали, боевой генерал Апти Алаутдинов сам заводил туда мою и еще две группы. И сам потом награждал девять бойцов нашего подразделения высшим орденом Чеченской Республики – «Ахмат-звездой». Мы как-то растерялись, а генерал смеется: «Вы куда? Никто со мной не будет фотографироваться?» Так и появился этот снимок, где мы с другом Сашей Варнавским со звездами и с генералом.

Подвиги «Мурого» и «Седьмого»

Нет числа подвигам наших солдат на СВО. Виктор поведал о двух самых ярких:

– Благодаря храбрости «Мурого» – Саши Мурина мы погасили огневую точку, что долбила нашу группу скрытно. Решились на маневр «подсадная утка». Саша взялся за эту роль: незаметно поднялся на разрушенное здание, произвел огонь, получил ответ: мы обнаружили место и сожгли его гранатометами. Но на Сашку полетело все, что было у них. Когда он спустился по стене, буквально в полуметре упала мина. Но не взорвалась, а я уже мчался вытаскивать товарища, ведь его смерть была бы на моей совести!

«Седьмой» в открытом бою обратил врага в позорное бегство. И погиб.

- В тот день я был на ротации – через 10-15 дней на передовой дают один-два дня на отдых. Ребята пошли в накат втроем. «Седьмой» - украинец, но из Кабарды. Им противостояла свора итальянцев, немцев, поляков - европейская сборная. Наших всех затрехсотило, а «Седьмой» раненый, в крови, взял пулемет и пошел на них во весь рост. Евровояки бросали оружие и убегали, а нашего героя издалека закидали минами. Благодаря его подвигу мы прорвали оборону и взяли укрепрайон. А жена «Седьмого» за день до этого боя родила двойняшек…

Поклон учителям-командирам

Виктор уверен, что кроме везения, которое никто не отменял, на войне важны выучка, навыки:

- Большое спасибо людям, которые меня многому научили. Замкомандира отряда ОМОН Дмитрию Валентиновичу Зудову и Сергею Викторовичу Васильеву, который обучал снайперскому делу. Благодаря этой школе мы выполняли задачи на СВО и не погибли. Все ребята сражались достойно, нам повезло: спасли и опыт, и дисциплина.

Виктор получил осколочное ранение, месяц был в госпиталях, и контракт его закончился. Вернулся на УВЗ, где за ним сохранилось место.

- Мне очень нравится эта работа - пристреливать и доводить до ума танки. Борюсь за качество наладки, потому что исправная техника сбережет жизни бойцам.

- У Вити осколки в ноге, они закрепились в тканях и не беспокоили. Но произошло ДТП не по нашей вине – лобовое столкновение. От встряски ткани лопнули, осколки снова зашевелились, – огорчается жена Наталья. – Но мужа к врачам не затащишь, он терпит, не хочет оставлять работу.
Семья получила участок под дом в микрорайоне «Южный». Начали потихоньку строить.

- Дорогу прокладывают, но не по всей улице. Всюду обращались, нам отказывали, пока не попали на прием к главе города Владиславу Пинаеву. Он сразу обещал решить вопрос, и вскоре дорожники продлили путь к дальним участкам. Мы благодарны мэру.

А сына Смирновы назвали Иваном – в честь прадеда.

- Он обожает танки, боевые машины, – говорит Наталья. - Без конца может объяснять нам с дочкой Аней разницу в конструкции разных моделей. Со специальностью пока не определился – в летчики хочет или в танкисты. А недавно заявил: «спецназом» буду.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы