Идем по знакам
Муниципалитет решительно расстается с имиджем «рабочего города под серым небом», украшая себя живописными локациями и оригинальными арт-объектами. Полным ходом идет обновление дорог и социальное строительство. Это нравится и тагильчанам, и их гостям. Члены Торгово-промышленной палаты при поддержке учреждений культуры и образования намерены ускорить это поступательное движение и сделать все, чтобы туризм в городе приобрел более внушительные масштабы. Их можно понять: от туристического потока во многом зависит благополучие субъектов малого и среднего бизнеса – предприятий, обеспечивающих досуг, питание и размещение гостей.
- Нижний Тагил вошел во все благоустроительные программы, и мы видим результат. У нас уже есть две набережные и подготовлен проект понтонного моста, который их соединит, - поделился планами директор Центра развития туризма Павел Балин. Он также рассказал, как проходит ремонт архитектурного знака «Европа-Азия» на подъезде к горе Белой. На него было выделено пять миллионов рублей, еще два миллиона - на благоустройство прилегающей территории.
Участники встречи обсудили возможность расширения этой локации, чтобы обеспечить посетителей дополнительными услугами. Главным препятствием этого замысла является необходимость перевода участка леса в другую категорию. Дело это, по мнению начальника управления муниципального имущества Ирины Михайловой, непростое и небыстрое.
На заседании возник спор по результативности размещения указателей туристической навигации. Их в центральной части города уже 107, некоторые из них – скульптурные. Вице-президент ТПП НТ Олег Полевщиков заметил, что автомобилистам табличек не видно. На что Павел Балин возразил, что установлены они по ГОСТу. Его поддержали сотрудники музея-заповедника «Горнозаводской Урал», рассказав, что многие посетители приходят к ним благодаря этим указателям.
Учитывая, что видов туризма довольно много, президент Торгово-промышленной палаты Борис Соколов считает, что у каждой категории гостей должны быть свои точки притяжения:
- Лисья гора – универсальный магнит для туристов. Но должны быть еще точки притяжения для любителей промышленного, образовательного, спортивного, этнографического туризма. Их надо создавать или активно продвигать уже имеющиеся.
Предприниматель Валерий Алиев добавил, что нашему городу не хватает таинственности:
- У нас есть много полузабытых легенд, которые так нравятся путешественникам. Например, ярко можно подать рассказ о велосипеде Ефима Артамонова.
Где теряем, где находим
С сожалением участники заседания отметили, что соревнования даже международного уровня проходят на Долгой при полупустых трибунах. Люди привыкли к комфорту, они предпочитают смотреть на прыжки с трамплинов дома по телевизору. Немноголюдно и на соревнованиях по другим видам спорта. Если сами тагильчане не выбираются на спортивные мероприятия, то вряд ли туда заманишь туристов.
Вместе с тем, все большей популярностью пользуются праздничные действа. Похоже, у событийного туризма в Нижнем Тагиле хорошие перспективы. Растет также интерес к искусству местных мастеров. Музейные работники отметили, что в рамках однодневных туров посетители любят, кроме их экспозиций, посещать мастерские ремесленников, расположивших свои мастерские неподалеку.
Обсудили участники встречи еще один болезненный вопрос – восстановление зданий, имеющих статус объектов культурного наследия. В Нижнем Тагиле находится 51 объект культурного наследия местного значения и 9 объектов федерального значения. Состояние некоторых из них оставляет желать лучшего. Муниципальных средств на восстановление домов-памятников не хватает, а региональной программы этого профиля нет. Борис Соколов предложил выйти с этой проблемой на региональный и федеральный уровни.
Результатом встреч в ТПП НТ должен стать программный документ, учитывающий предложения всех заинтересованных организаций. Его на всех уровнях планирует лоббировать инициативная группа, которую возглавил Борис Соколов.