Логотип Тагильский Рабочий

Семейная драма в серых тонах

Премьеру спектакля «Васса Железнова» (16+) в Нижнетагильском драматическом театре имени Д. Н. Мамина-Сибиряка публика ждала с интересом. Во-первых, автор пьесы – Максим Горький, «буревестник революции», обличавший в начале прошлого века пороки правящего класса. Во-вторых, поставить в Год семьи не благостно-позитивный спектакль со счастливыми персонажами, пропагандирующими традиционные ценности, а семейную трагедию без положительных героев – это очень смело.

Изображение Семейная драма в серых тонах Скачать изображение в формате JPG

Вторая «Васса»

При постановке драмы Максима Горького «Васса Железнова» режиссеры всегда отмечают, какой из двух  вариантов  знаменитого произведения   был выбран за основу. Первую пьесу о Вассе Железновой  будущий «буревестник революции» создал в 1910 году, показав семейную трагедию нижегородской купчихи и выпустив книгу с подзаголовками «Мать» и «Сцены». В 1935-м судьба  владелицы  пароходной компании была значительно  отредактирована автором и в сюжет с морально-нравственными проблемами добавлена тема обостренной классовой борьбы.

«Вассу Железнову» ставили и в столичных театрах, и в провинции. В разные годы главную героиню  сыграли Фаина Раневская, Вера Пашенная, Татьяна Доронина, Светлана Крючкова, Марина Голуб. В 1982 году в фильме Глеба Панфилова в роли Вассы блистала Инна Чурикова. Представляете, какие это яркие и совершенно  разные образы?

И, конечно, Елене Макаровой было не просто показать свою Вассу Железнову из второй версии пьесы. Во время пресс-показа актриса призналась, что, как человек, во время работы над этим противоречивым образом  искала оправдания для героини. Ни в коем случае не оправдывая убийство и подстрекательство к самоубийству, старалась показать, что Васса  просто пользовалась теми методами и возможностями, которые были ей понятны и доступны, не думая, как жестоко ей  придется расплачиваться за желание все контролировать и решать за других людей, за детей, как им жить.

«Яжмать», абьюз и «Титаник»

Почему  советская пьеса до сих пор актуальна? Во-первых, это классика, которую можно разбирать на цитаты: «Платить – согласна, а кланяться – нет!», «Умные – все неприятные», «Ты – не дура, не умная, а просто человеческая женщина», «Без памяти жить нельзя», «За пакости отцов дети не платят», «Теперь такая мода: ежели богат, значит – виноват», «Что делать?  В Америку бежать, куда все жулики скрываются», «Воруете? Свое берем!»…

Во-вторых, страсти здесь кипят покруче, чем в любом современном сериале. Тем более, у классика отечественной литературы собраны  все популярные «фишки»: несчастная любовь, абьюз, многочисленные человеческие пороки, размышления о жизни, ребенок с ОВЗ, борьба за наследство…

Главная героиня – жесткая, даже жестокая, бизнес-леди  возрастной категории 40+. И ей пришлось стать такой. Замуж наследница  знатного купеческого рода  вышла очень рано,  против воли родных и  по большой любви за красавца капитана старше ее почти на двадцать лет. Выражаясь современным языком, это были абьюзивные отношения, в которых  агрессивный муж издевался над женой: бил, пил, прилюдно унижал, ходил в бордели и приводил домой развратных дам. Несчастная женщина родила ему девять детей, из которых выжили только трое, но и они не радовали  мать, так как старший больной сын доживал  свои последние дни за границей, средняя дочь озлобилась  на всех  и спивается, младшая – не от мира сего, то есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальной сфере.  Вся надежда только на маленького внука, которого хочет забрать невестка-революционерка, скрывающаяся от жандармов.

В итоге Васса стала железной,  выйдя из  роли жертвы и превратившись во властную  главу семьи, от которой теперь зависят и бизнес, и дети, и спивающиеся  мужчины - брат и муж. Теперь ее поведение подходит под  популярный в наши дни термин «Яжмать», ведь она слишком агрессивно защищает кажущееся благополучие своих детей, не считаясь даже с их интересами. А узнав, что ее мужу грозит суд за растление и «баловство с детями», женщина видит только один способ избежать позора и в дальнейшем выдать дочерей за приличных людей, - предложить их отцу яд.

По словам режиссера-постановщика спектакля, заслуженного артиста России, художественного руководителя драмтеатра Игоря Булыгина, эта замечательная пьеса Максима Горького сегодня особенно актуальна. Здесь показана прежде всего трагедия семьи, где мать и капитан корабля, и тюремщик для своих близких.

Кстати, благодаря музыке и декорациям, напоминающим мрачное заброшенное судно, где сквозь щели в металлической обшивке пытаются прорваться ветер и свет, вспоминается одно название для этого семейного корабля  – «Титаник». И он уже столкнулся со своим  огромным айсбергом, но  пассажиры не торопятся искать спасательные шлюпки, не понимая всей опасности ситуации. Трагедия неизбежна. Композитор Вадим Шосман и художник-постановщик Константин Соловьев  сумели создать совершенно особую атмосферу на сцене.

Оценили зрители и подбор нарядов для героев от художника Юлии Зятьковой. Весь дом Вассы, платья у нее, секретаря, горничных, блаженной дочери – это все оттенки серого. А вот пьющий весельчак брат Прохор Храпов, дочь-бунтарка Наталья, революционерка Рашель  предстали в костюмах из ярких тканей. Символично?

Спектакль про жизнь

Режиссер Игорь Булыгин уверен, что еще на стадии распределения ролей произошло 100-процентное попадание в образы, соединение актеров с персонажами. И в процессе работы над постановкой все много думали о том,  как могла бы сложиться судьба героев в дальнейшем, был ли хоть у кого-то шанс на счастливую жизнь. «Васса Железнова» отличается от других спектаклей театра тем, что здесь мало динамики и  много пауз, позволяющих зрителю поразмышлять над увиденным. А что думают об этом тагильчане? Практически все отзывы восторженные:

- Невероятно! Потрясающе! Изумительно!

- Спектакль про жизнь. Актуально было 100 лет назад, актуально и сейчас. Здесь много о чем можно подумать. Очень хорошо получилось передать атмосферу дома Железновых – настоящий гадюшник…

- Серый цвет декораций – отличное решение! Создалось впечатление, что это символизирует серую жизнь нищих душой серых людей. Звук – отдельный восторг!

- Большой спектакль поставила наша драма. Нет,  он не длинный и не массовый. Он именно большой! Большая трагедия разворачивается на сцене: большая семья, собираясь в большом доме и даже за одним за большим столом, по большому счету распадается…

Благодарные зрители отметили и хрупкую даму с железным характером - Вассу Железнову в исполнении Елены Макаровой, и рыдающего о своей жизни, спившегося  капитана Железнова, которого сыграл Сергей Зырянов, и  Валерия Каратаева, перевоплотившегося в любителя повеселиться наследника купеческого рода Прохора Храпова, мечтавшего стать актером. Аплодисменты и добрые слова в свой адрес услышали все артисты: Ирина Головина, Елизавета Полякова, Екатерина Сысоева, Юлия Чистякова, Константин Козловский, Александр Швендых, Виктория Панкова, Дарья Половинкина, Евгений Кононов.

Премьера прошла, обсуждения продолжаются. И, вспоминая спектакль, люди находят новые поводы для размышления. К примеру, почему Прохор Храпов собирает именно такую коллекцию и гордится: «Никто замки старые не собирает, а я собираю. Замок – это вещь! Все – на замках, все – заперто. Не научились бы запирать имущество, так его бы и не было». Купца  не привлекают ключи как символ того, что можно открыть любой замок, найти выход, снять оковы,  он коллекционирует старые, отслужившие свой век амбарные затворы. Это ведь тоже символично.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы