- Наталья Валерьевна, не секрет, что бывшие детсадовцы и их родители больше всех переживают в преддверии наступающего учебного года…
- Это объяснимо. Люди волнуются и переживают тогда, когда в их жизни появляется что-то новое и не знакомое раньше. У первоклассника, как правило, новое все: школа, окружение, учителя, уроки… Взрослые, понимая это, беспокоятся, хотят, чтобы для ребенка этот период прошел как можно легче. Пытаясь все учесть и предусмотреть, они порой накручивают себя до нервного напряжения и эмоционального стресса. Нужно помнить: состояние ребенка очень сильно связано с состоянием взрослого. Как правило, самые нервные первоклассники – те, у которых еще более нервные родители.
- Считается, что нагрузка первоклассника по нервному и эмоциональному напряжению сравнима с нагрузкой космонавта…
- Это действительно так. Дело в том, что с приходом в первый класс у ребенка меняется абсолютно все. А самое главное – первоочередное значение приобретает навык волевого усилия, когда приходится применять произвольный контроль, заставлять себя делать то, что, возможно, делать не хочется: писать, считать, слушать учителя, сидеть целый урок на месте. Здесь нужно задействовать терпение, выдержку, способность действовать не из интереса, а потому, что надо. Все это требует очень серьезного нервного и эмоционального напряжения. Не случайно многие родители замечают у новоявленного первоклассника повышенную плаксивость, раздражительность, усталость. Все это признаки нормальной адаптации к школе. Если же они сохраняются больше месяца или у ребенка отмечаются более серьезные нарушения - бессонница, тревожные расстройства или невротические реакции – тогда мы говорим о дезадаптации.
- Навык произвольного усилия как-то можно развить до школы?
- Он тренируется на протяжении всей дошкольной жизни. Время от времени детям приходится делать вещи, которые они делать не хотят: убирать игрушки, заправлять кровать, аккуратно складывать одежду... Взрослый, со своей стороны, применяет внешний контроль: смотрит, чтобы ребенок определенное время выполнял конкретное действие и доводил его до конца – даже тогда, когда оно трудное или неинтересное. Так, постепенно, из раза в раз, и формируется волевое усилие.
- Часто родители спрашивают, должны ли они помогать своему чаду в учебе, например, в выполнении домашних заданий?
- Нужно помогать там, где ребенок не может справиться самостоятельно. Озвучиваем ему изначально: «Попробуй сделать сам. Если будет очень сложно, попроси помощи». Какой-то минимум задач, то, что ему по силам, он должен выполнять. Взрослым хочется все проконтролировать и перепроверить. Но важно уже в первом классе дать ребенку возможность нести посильную ответственность за себя и свои действия. Например, стимулировать его самостоятельно собирать портфель: сначала пусть складывает вещи в вашем присутствии, потом будет достаточно только проверки, а впоследствии он сможет сделать это самостоятельно. Так же с домашним заданием – родителю нужно стремиться постепенно снижать долю своего участия в приготовлении уроков. Это тренирует навык самостоятельности, а затем и уверенность: я могу, я справился.
- Как облегчить ученику процесс выполнения уроков?
- Здесь очень важную роль играет режим дня. Должны быть выделены конкретные часы, когда ребенок садится за уроки, какое-то определенное время, когда сделал их – и свободен. Если это будет ежедневно и в системе, школьник легче станет справляться с домашним заданием. С количеством времени, которое ребенок тратит на выполнение уроков, как и с репетиторами, всяческими дополнительными курсами важно не перегнуть палку, чтоб не отбить у ребенка интерес к обучению. Нужно так дозировать нагрузку, чтобы она была ему по силам. Скажу для кого-то, возможно, удивительную вещь, но все дети на самом деле хотят учиться. Особенно силен познавательный интерес на пороге первого класса. Если это не так, то кто-то из взрослых перестарался. Чрезмерные нагрузки помимо потери интереса к учебе грозят еще и переутомлением.
- Что делать в этом случае?
- Если причина переутомления – школа, нужно разбираться, на что у ребенка уходят физические, интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. Высыпается ли он, нет ли у него конфликтов со сверстниками, насколько он успешен в учебных делах. Возможно, ему требуется помощь специалиста, например, логопеда. Нередко без него первокласснику трудно освоить чтение, письмо, да и другие предметы. Если же переутомление наступает из-за того, что помимо школы первоклассник посещает еще несколько кружков – то здесь уже надо дозировать нагрузку и расставлять приоритеты.
- Как родителям реагировать на ошибки и ситуации, когда у школьника что-то не получается?
- «Золотое правило» для повышения мотивации – действовать по принципу зеленой ручки: замечать и говорить ребенку то, что ему удается, как бы подчеркивая успехи зеленой ручкой, и как можно реже указывать, критиковать за ошибки. Сравнивать его только с самим собой вчерашним: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера», «Смотри, сегодня уже сам пишешь эту букву, а вчера не мог».
- Наталья Валерьевна, что можно порекомендовать взрослым и детям, чтобы новый учебный год не стал ни для тех, ни для других стрессом?
- Повторю про важность режима. Как бы это скучно ни звучало, именно он формирует привычки и сильно влияет на работу мозга. За лето у большинства детей режим «уплыл» далеко от трудовых будней. Хорошо бы вернуть его обратно. Стараться ложиться спать в районе 21-22 часов и просыпаться между 6 и 7 часами. Это биологически обусловленное время для засыпания и подъема, актуальное не только для детей, но и для взрослых.
Хорошо, если школьные вещи для первоклассника приобретаются не в самый последний момент: ребенок должен привыкнуть к мысли, что он пойдет в школу именно в этой форме, с этим рюкзаком. Пусть заранее хотя бы недолго все это поносит: возможно, одежда где-то колет, жмет, что-то нужно подшить. Важно, чтобы она была удобной и комфортной.
Больше прогулок и игр на свежем воздухе, чередуйте интеллектуальную деятельность с физической. Подойдут танцы, активный семейный отдых, например, велопрогулки. Давайте использовать любую возможность для теплого общения в кругу семьи! Только мы, взрослые, можем насытить эмоциональный резервуар ребенка любовью. Этот бесценный ресурс он будет тратить для решения своих повседневных задач.
Возможно, перед школой нужно посетить врачей, особенно, если ребенок у них наблюдается. При проявлениях дезадаптации первокласснику может понадобиться помощь невропатолога. Но первые специалисты, к которым родителям стоит обратиться за консультацией – это школьный психолог и, конечно, учитель.
Наконец, не могу не упомянуть про необходимость контроля гаджетов. Они категорически запрещены за час до сна и ночью, так как в этом случае совершенно точно вредят здоровью. В остальное время каждый родитель может внедрять свои правила. Это – та ситуация, когда необходим регламент, и взрослому нужно добиваться, чтобы он соблюдался.
В заключение хотелось бы сказать, что в школе у детей непременно будут трудности, но как еще их учиться преодолевать, если не сталкиваться с ними? Обучаясь, ребенок приобретает навыки справляться с жизненными неурядицами. Плодотворного всем учебного года – и детям, и взрослым!