- Кризис, переживаемый подростком, считается даже более сложным, чем кризис средних лет. В этот период идет мощнейшая перестройка организма, активное вхождение уже повзрослевшего ребенка в социум, для него очень важным становится мнение сверстников, хочется им соответствовать, принадлежать какой-то группе…
- С какого периода ребенка можно считать подростком?
- Пубертат (половое созревание) у каждого наступает в свое время: для кого-то это десять лет, для кого-то – 14. На Западе традиционно подростком (тинейджером) называют человека в возрасте от 10 до 18 лет. В отечественной психологии – до 14-15 лет, дальше идет юношеский возраст. Но сейчас и у нас хотят продлить период подросткового возраста до 18 лет, объясняя это тем, что современные дети медленнее взрослеют (в социальном, моральном плане) и дольше отделяются от родителей.
- По каким признакам мы можем понять, что наступил подростковый возраст?
- Во-первых, это внешние изменения: меняется рост, появляются первичные и вторичные признаки полового созревания. Подросток начинает больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей, ориентируется на то, что думают о нем сверстники. У него появляется «Я-концепция»: представление о себе, своей личности. Если до этого на его самооценку по большей части влияло мнение родителей, то сейчас он уже способен самоидентифицироваться. Появляется понимание своих ценностей и интересов, способность к рефлексии.
- Многие родители боятся так называемого подросткового бунта…
- Он может быть, а может и не быть. Многие психологи считают, что бунт обязателен, поскольку это кризис, через который ребенок выходит на новый уровень. Однако, если родители понимают ситуацию и имеют базовую психологическую грамотность, общение с подростком может происходить и без бунта с его стороны. Бывает, наоборот, ребенок, даже перейдя в подростковый период, остается слишком послушным и покладистым, во всем соглашается со взрослыми. Кажется, что это хорошо, но, на мой взгляд, лучше пусть будет бунт: так подросток учится отстаивать свое мнение и понимать себя, обретает самостоятельность. Хорошо, если к юношескому возрасту он подойдет с точным пониманием своих особенностей, сильных и слабых сторон, с алгоритмом поведения в различных ситуациях.
- Как действовать родителям, если их ребенок однозначно поступает неправильно, а где-то и опасно: связался с явно плохой компанией, пробует сигареты или что-то похуже.
- Самое главное – не ругать и не оскорблять ни ребенка, ни его окружение. Все воздействие должно идти с позиции любви и добра. Нужно говорить о себе и своих переживаниях, а не о том, что плохого мы видим в нем или в его друзьях. Как правило, такие нападки вызывают еще большее сопротивление и, наоборот, не отвернут, а приблизят его к той же плохой компании. Лучше начинать со всего положительного, что мы знаем о своем ребенке, объясняя, что все наше беспокойство проистекает из любви и желания ему благополучия.
- Наверное, проще в данном случае будет тем родителям, у которых изначально налажен хороший контакт со своим ребенком…
- Естественно, это так. Выстраивать отношения с ребенком нужно с его рождения. Показывать свои доброжелательность, принятие, поддержку, поскольку именно через родителей он пусть пока не понимает, но чувствует, что мир безопасен. В этом случае ребенок будет доверять взрослым и больше их слушать (не слушаться). Соответственно, в подростковом возрасте таким родителям легче взаимодействовать со своим чадом, поскольку хорошая наработанная база уже есть. Это не гарантирует полного отсутствия конфликтов, однако они не будут зашкаливать и выходить за грань дозволенного.
Хорошо, если с детства между родителями и ребенком выстроено доверие. Тогда и в будущем им проще общаться. Важно, когда родители в любом возрасте могут сказать: «Если у тебя есть проблемы, переживания, ты чувствуешь какую-то опасность, пожалуйста, делись. Я не буду тебя ругать, а постараюсь помочь». Будьте готовы, что подросток может обратиться абсолютно с любой проблемой, услышав которую, вы можете испытать ужас и шок. Придется держать себя в руках: не орать, не биться в истерике, а выслушать и найти пути решения. В противном случае ребенок закроется, и о произошедшем вы станете узнавать последними и от других людей.
- Современные подростки чем-то отличаются от своих сверстников 20-30-летней давности?
- Да. С одной стороны, они более эмпатичны, интересуются психологией, поскольку сегодня много доступной информации на эту тему. Многие приходят к психологу – им хочется делиться своими мыслями, переживаниями, получить поддержку авторитетного человека. С другой – современные подростки более агрессивны из-за усилившейся злости в обществе в целом.
- С какими запросами чаще всего обращаются к вам тинейджеры?
- Очень распространена тема буллинга (травля). Она была всегда, но сегодня ей стали уделять больше внимания и чаще обращаться к психологу. Причем среди клиентов – и жертвы, и люди, им сочувствующие, и агрессоры. Последние приходят с запросом возникших проблем в школе: конфликтов с учителями, директором. Свое поведение они, как правило, буллингом не считают, думают, что это просто шутка, игры и приколы. Часто такие тираны не понимают, насколько страшно то, чем они занимаются, и им надо открыть на это глаза.
Еще одна проблема – гаджетозависимость. Из-за нее подростки не умеют радоваться жизни. Нарушается сон, выработка «гормона радости» серотонина и мелатонина. Многие жалуются на страх, тревожность, состояние, близкое к депрессивному. В процессе работы мы выходим на то, что все вышеперечисленное – следствие бесконечного просиживания в гаджетах.
Часто обращаются ученики выпускных классов. Им трудно психологически позитивно настроиться на сдачу выпускных экзаменов. К сожалению, иногда причиной тревожности в этой ситуации являются как раз родители, которые, волнуясь за своего ребенка, усиливают и его страхи.
- В силу стремления к самовыражению и принадлежности к определенной группе подростки подвержены влиянию различных субкультур…
- Существует много субкультур и не все из них плохие. Идеально, если субкультура поддерживает реальные интересы ребенка – например, он любит рок-музыку, играет на гитаре и включен в аналогичное общество единомышленников. При этом родителям важно отслеживать психологическое состояние ребенка. Если мы видим, что он стал депрессивным, все время пребывает в негативе, агрессивен – надо разбираться, откуда это идет. Возможно, проблема в субкультуре.
- Давайте назовем основные правила при взаимодействии с подростками.
- Давать ему самостоятельность и личное пространство, но при этом держать руку на пульсе: знать его круг общения, друзей, интересы.
Разговаривать с ним, обсуждать злободневные темы. Полезно при этом рассказывать о себе: как вы себя чувствовали в этом возрасте и в подобных ситуациях, какие у вас были проблемы, как их решали. Но говорить не назидательно и поучительно, а доверительно и с поддержкой.
В семье у каждого должны быть обязанности и правила, которым нужно следовать. Договариваться: я выполняю вот это, а ты – это. Благодарить подростка за то, что он делает. Правила соблюдают все. Например, убираем гаджеты за два часа до сна. Значит, это делает не только ребенок, но и взрослые. Если мы еще в детстве эти правила сформулируем, то, взрослея, подросток станет следовать им автоматически.
Не стесняйтесь обращаться к психологу – эмоционально не вовлеченный в проблему специалист поможет взглянуть на нее здраво и найти решение.