Логотип Тагильский Рабочий

Защита Половца

«А потом мы вернемся домой и Анюте скажем: «Твой папа – кандидат наук», – мечтает Михаил Половец за неделю до защиты диссертации. Дочери два года. И, конечно, она не имеет представления ни об ученой степени, ни о шифре папиной специальности. От нее даже библиотечные книжки убирают подальше, чтоб розовым фломастером чего-нибудь не нарисовала… Но ее жизнь и отцовский путь в науку все равно прочно связаны: перед глазами у девчушки пример отчаянного аспиранта.

Изображение Защита Половца Скачать изображение в формате JPG

Готовность номер один

«Отчаянные» – это словечко Михаила. Так он называет людей, в аспирантуру поступивших и до конца дошедших. Свою диссертацию руководитель группы доменного производства технического управления ЕВРАЗ НТМК Половец писал почти шесть лет. 20 февраля защита.

Направление – металлургия черных, цветных и редких металлов. Тема – «Научное обоснование путей повышения эффективности выплавки чугуна из ванадийсодержащих титаномагнетитов».

– Это минерал месторождения в Качканаре. Проще говоря, сырье, – поясняет без пяти минут кандидат наук Михаил Половец. – Рассмотрел варианты, как из этого сырья произвести максимально качественный чугун на ЕВРАЗ НТМК.

То, что до защиты всего неделя, чувствуется. Волнения нет. Молодой ученый к «главному старту сезона» готов. Улыбается: «Вы переспрашивайте, чтобы я по-простому рассказывал. А то у меня все выражения из автореферата». Переспрашиваю и без призыва. Потому что интересно.

– Доменная плавка наша отличается от всех доменных плавок в России. У нас уникальная технология производства ванадиевого чугуна. Как раз из-за особого сырья Качканара. Чем больше мы ванадия извлечем в чугун, тем более эффективным считается процесс.

Что ни комментарий, то для журналиста – новизна. И простор для гордости. За город, за земляков-металлургов. Оказывается, до 40-х годов прошлого века титаномагнетиты считались непригодными для плавки в домнах, потом началось их освоение – сначала на заводе имени Куйбышева, затем на Нижнетагильском металлургическом комбинате.

– Сейчас технология уже обкатана, она отлично себя зарекомендовала. Но есть пути, как ее дополнительно улучшать, – патриотично и со знанием дела говорит Михаил Половец.

Между прочим, его диссертация – своеобразный вызов. Даже научный руководитель - доктор технических наук профессор Загайнов придерживается мнения, что доменное производство изучено, большие рывки по повышению эффективности разработать тут сложно.

– Задача моей работы - предложить способы максимального извлечения ванадия и удаления вредной примеси – серы, и побороться с восстановлением титана. Рывок – в балансе трех позиций с парадоксально противоречивыми условиями, – отмечает Михаил.

…там и пригодился

История аспиранта Половца вписывается в принцип «Где родился, там и пригодился»: усовершенствовать Михаил взялся то, с чем связан его труд.

Путь в науку начался с желания в деталях понять, как и что на производстве работает. Затем появилось стремление улучшить процесс.

Пока металлург писал диссертацию, на комбинате внедрили его важное предложение: подняли содержание оксида магния в шлаке.

– У нас коллектив авторов этим занимался. Я разработал и оформил научное обоснование, – рассказывает Половец. – Еще в одном из разделов поднимаю актуальную во всем мире тему – снижения эмиссии СО2. Предлагаю использовать рудоугольные брикеты. Сократить расход топлива и уменьшить выбросы углекислого газа. Эксперименты в лабораторных условиях показали, что это эффективно. Дело за внедрением.

Все начинается с «почему?»

Стать ученым 29-летний тагильчанин Михаил Половец не собирался. Учился в 69-й и горно-металлургической школах. В филиале УрФУ получил диплом бакалавра по «Металлургии». Окончил в Екатеринбурге магистратуру по той же специальности. После первого курса устроился на комбинат.

С одной стороны, продолжил династию – на ЕВРАЗ НТМК работают отец, мама, старший брат. С другой, они вместе с младшей сестрой Светланой, которая тоже сотрудник технического управления ЕВРАЗ НТМК, стали первыми, кто непосредственно связан с технологией производства чугуна. Плюс дополнительно оба занялись научными исследованиями. Здесь они – семейные первопроходцы.

– Сначала появляется любопытство, – делится Михаил. – Постепенно вникаешь, какую-то экспертность приобретаешь. Затягивает. Вообще, научный аппетит приходит во время еды: что-то изучил, обнаружил пробелы, их надо «закрасить». Разобрался с ними, идешь дальше – вширь, вглубь.

О решении поступить в аспирантуру Половец ни разу не пожалел: для работы полезно, самодисциплину подтягивает, усидчивость воспитывает. Опять же разнообразие: работая в ЕВРАЗе, Михаил преподает в Нижнетагильском филиале УрФУ, читает лекции по доменному производству, ведет предметный интенсив, принимает экзамены.

На комбинат уже несколько студентов позвал. Все закрепились, трудятся. И наоборот бывало: по его совету молодые доменщики поступали в институт, становились инженерами, главными специалистами.

Будущее далекое и близкое

…Предлагаю герою поразмышлять, каким окажется его 20 февраля.

– Тяжелый будет день, – задумывается Михаил. – Встанем рано. Жена Даша хочет быть рядом, поэтому вместе поедем в Екатеринбург. Защита после полудня. Диссертационный совет – человек 15-20. Все доктора наук. Доклад, вопросы, отзывы. Комментарии официальных оппонентов, научная дискуссия. Тут у меня уже тактика разработана: что-то заранее озвучивать не стану, чтобы потом предметно и подготовленно ответить.

Спустя два часа объявят: «Михаил Вячеславович! Вам присуждена ученая степень – кандидат наук». И Половец с полным на то основанием скажет ровесникам, дескать, путь непростой, но пройти его стоит!

– Всегда будут увлеченные, пытливые умы. Всегда будет тот, кому важнее всего удовлетворение научного интереса. Будущее у российской науки есть, – уверен тагильчанин, металлург, ученый.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы