ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СПАС ТРАМВАЙ МОЙ ДЕД НЕ БЫЛ УЧАСТНИКОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. КОГДА ОНА НАЧАЛАСЬ, У НЕГО, 46-ЛЕТНЕГО, УЖЕ БЫЛИ ЗА ПЛЕЧАМИ ДВЕ ВОЙНЫ, ВОСЕМЬ ЛЕТ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ. МОЙ ДЕД НЕ БЫЛ УЧАСТНИКОМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. КОГДА ОНА НАЧАЛАСЬ, У НЕГО, 46-ЛЕТНЕГО, УЖЕ БЫЛИ ЗА ПЛЕЧАМИ ДВЕ ВОЙНЫ, ВОСЕМЬ ЛЕТ НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ, ЗАЩИТА ПОДСТУПОВ К ПЕТРОГРАДУ ОТ НЕМЕЦКО-АВСТРИЙСКИХ ВОЙСК, УЧАСТИЕ В СОСТАВЕ ЗНАМЕНИТОЙ И ЛЕГЕНДАРНОЙ 1-Й КОННОЙ АРМИИ БУДЕННОГО В РАЗГРОМЕ АРМИЙ ДЕНИКИНА И ВРАНГЕЛЯ, ОТРЯДОВ МАХНО И ПОВСТАНЦЕВ ГЕНЕРАЛА ПРЖЕВАЛЬСКОГО. В ТРЕТЬЕЙ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ВОЙНЕ ДЕД УЖЕ НЕ БЫЛ НА ПЕРЕДОВОЙ, НО РАБОТА В ТЫЛУ СТАЛА ДЛЯ НЕГО ЕЩЕ ОДНИМ ИСПЫТАНИЕМ НА ПРОЧНОСТЬ. НЕ ЗНАЮ, КАКИМИ КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИТЬ ВЕЛИЧИНУ ЕГО ВКЛАДА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ, ДА И МОГУТ ЛИ БЫТЬ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ ДУХА, ЛЮБВИ И ВЕРЫ В СВОЮ РОДИНУ ТОГО ПОКОЛЕНИЯ. ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ О ДЕДЕ НАПИШУТ: «СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ ТАКИЕ ИМЕНА, КАК ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ НИКИШИН – ДИРЕКТОР ТРАМВАЙНОГО УПРАВЛЕНИЯ С 1938 ПО 1956 ГОДЫ». В ИСТОРИЮ ПЯТИГОРСКА ОН ВОШЕЛ КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СПАС… ТРАМВАЙ. СЛАВА ЭТОГО КАВКАЗСКОГО ГОРОДА-КУРОРТА СВЯЗАНА С ИМЕНЕМ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПОЭТА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА. ЗДЕСЬ ОН ПРОЖИЛ ПОСЛЕДНИЕ ДВА МЕСЯЦА СВОЕЙ ЖИЗНИ, СЮДА ЕГО ПРИВЕЗЛИ С МЕСТА ДУЭЛИ. ИЗВЕСТЕН ПЯТИГОРСК И СВОЕЙ ЛЕЧЕБНОЙ МИНЕРАЛЬНОЙ ВОДОЙ. ЕЩЕ ОДНИМ СИМВОЛОМ ГОРОДА ЯВЛЯЕТСЯ ТРАМВАЙ. ПУСК ЕГО СОСТОЯЛСЯ 113 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, ЭТА ЛИНИЯ ВХОДИТ В ТРОЙКУ СТАРЕЙШИХ В РОССИИ. ДРУГОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПЯТИГОРСКОГО ТРАМВАЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕДЧАЙШАЯ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ УЗКАЯ КОЛЕЯ – ВСЕГО 1000 ММ. УНИКАЛЕН ОН И ТЕМ, ЧТО МНОГИЕ ГОДЫ СЛУЖИЛ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРОВ, НО И ДЛЯ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ С ОДНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ДРУГОЕ. НАКАНУНЕ ВОЙНЫ ТРАМВАЙНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЯТИГОРСКА, КОТОРОЕ ВОЗГЛАВЛЯЛ ГЕОРГИЙ НИКИШИН, БЫЛО ОДНИМ ИЗ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДА И ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ – В ОТРАСЛИ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. В ИЮНЕ 1941-ГО МНОГИЕ ЕГО РАБОТНИКИ УШЛИ НА ФРОНТ, ОСТАВШИЕСЯ ПРОДОЛЖАЛИ ТРУДИТЬСЯ НА СВОИХ РАБОЧИХ МЕСТАХ И НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ РУБЕЖЕЙ. ОДНАКО ВСКОРЕ БОЛЬШИНСТВУ ИЗ НИХ ПРИШЛОСЬ ПОКИНУТЬ ГОРОД. 9 АВГУСТА 1942 ГОДА ПЯТИГОРСК БЫЛ ЗАНЯТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ВОЙСКАМИ. ОККУПАЦИЯ ПРОДОЛЖАЛАСЬ 155 ДНЕЙ, 11 ЯНВАРЯ 1943-ГО ГОРОД БЫЛ ОСВОБОЖДЕН. ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ВЕРНУЛСЯ ИЗ ЭВАКУАЦИИ УЖЕ НА ДРУГОЙ ДЕНЬ, НО ТО, ЧТО ОН УВИДЕЛ, СТАЛО ДЛЯ НЕГО НАСТОЯЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ: ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ ПЯТИГОРСКА – ЕГО ТРАМВАЯ – БОЛЬШЕ НЕ БЫЛО. НЕМЦЫ ВЗОРВАЛИ ПОДСТАНЦИЮ, УНИЧТОЖИЛИ ПОЧТИ ВСЕ ПУТИ, РАЗОБРАЛИ И ВЫВЕЗЛИ РЕЛЬСЫ, ПРИВЕЛИ В СОСТОЯНИЕ ПОЛНОЙ НЕПРИГОДНОСТИ ТРАМВАЙНОЕ ДЕПО И ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ. РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СОБРАЛ КАДРОВЫХ РАБОЧИХ, УЦЕЛЕВШИХ В ФАШИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ. САМИ, БЕЗ КАКОЙ-ЛИБО ОПЛАТЫ ЗА СВОЙ ТРУД, ОНИ НАЧАЛИ ВОССТАНАВЛИВАТЬ РОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ. ОДНАКО СРЕДСТВ КАТАСТРОФИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЛО, И КРАЙИСПОЛКОМ ПОСТАНОВИЛ: ТРАМВАЙ В ПЯТИГОРСКЕ ЛИКВИДИРОВАТЬ. «МЫ ЕГО ВОССТАНОВИМ», - ВОЗРАЗИЛ ДИРЕКТОР. «ЭТО НЕВОЗМОЖНО», - ВЫНЕСЛА СВОЙ ВЕРДИКТ ПРИЕХАВШАЯ В ГОРОД ВЫСОКАЯ КОМИССИЯ. «БУДЕМ ВОССТАНАВЛИВАТЬ», - ОТВЕТИЛ ГЕОРГИЙ НИКИШИН. ПОЗДНЕЕ ТРАМВАЙЩИКОВ ПОДДЕРЖАЛО РУКОВОДСТВО ГОРОДА, ПОДКЛЮЧИВ К ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. И ВСЕ-ТАКИ ГЛАВНАЯ НАГРУЗКА ЛЕГЛА НА ПЛЕЧИ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ. САМИ ЗАГОТАВЛИВАЛИ ЛЕС ДЛЯ ШПАЛ, ЧТО-ТО ДОБЫВАЛИ, ДОСТАВАЛИ, ВЫТАСКИВАЛИ ИЗ ПОЖАРИЩ И РУИН, ИЗОБРЕТАЛИ. ПО ВИНТИКУ, ПО КИРПИЧИКУ СОБИРАЛИ ДЕПО, КАКИМ-ТО ЧУДОМ, НЕВЕРОЯТНЫМ СОСРЕДОТОЧЕНИЕМ ВСЕХ СИЛ ВОССТАНАВЛИВАЛИ РАЗРУШЕННОЕ И СОЖЖЕННОЕ. ЭТО БЫЛА ГЕРОИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА СПАСЕНИЯ ПЯТИГОРСКОГО ТРАМВАЯ. УШЛИ В ПРОШЛОЕ ВОЕННЫЕ ГОДЫ. НЕ РАЗ ПОТОМ ДИРЕКТОР ВМЕСТЕ СО СТАРЫМИ РАБОТНИКАМИ ВСПОМИНАЛИ ТО ТЯЖЕЛОЕ ВРЕМЯ. КАК-ТО РАЗ ЗАГОВОРИЛИ О ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, КОТОРОЕ ТОГДА ОРГАНИЗОВАЛИ. ТРАНСПОРТА, ЛОШАДЕЙ, ПЛУГОВ НЕ БЫЛО, ВСЕ ВОЗДЕЛЫВАЛИ ВРУЧНУЮ, А ЭТО БЫЛИ ГЕКТАРЫ КАРТОФЕЛЯ, СВЕКЛЫ, ПОДСОЛНЕЧНИКА. «ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ, - ПИСАЛ В СВОИХ ВОСПОМИНАНИЯХ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ, - КТО-ТО ИЗ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ НЕУДАЧНО ПОШУТИЛ: - А ЗАЧЕМ ВЫ СЕЯЛИ СТОЛЬКО ПОДСОЛНЕЧНИКА? ВЕДЬ ВЫ В ТО ВРЕМЯ ТАК МНОГО РАБОТАЛИ, ЧТО СЕМЕЧКИ ВАМ, НАВЕРНОЕ, НЕКОГДА БЫЛО ЛУЗГАТЬ? СТАЛО КАК-ТО ОБИДНО ОТ ТАКОЙ НЕЛЕПОЙ ШУТКИ И ПРИШЛОСЬ ОТВЕТИТЬ НЕУДАЧНОМУ ШУТНИКУ: - ДА, СЕМЕЧКИ ЛУЗГАТЬ НАМ БЫЛО НЕКОГДА. И ОЧЕНЬ ЖАЛЬ, ЧТО ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ИХ ТОЛЬКО ЖАРЕНЫМИ... ЧТО Ж, ОТВЕЧУ НА ВАШ ВОПРОС. ФАШИСТЫ, ОТСТУПАЯ, СОЖГЛИ ВЕСЬ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ. МЫ ВОССТАНАВЛИВАЛИ ВАГОНЫ СВОИМИ СИЛАМИ. НО ОБГОРЕВШИМИ, РЖАВЫМИ ВЫПУСТИТЬ ИХ НА ЛИНИЮ МЫ НЕ МОГЛИ. О ПОЛУЧЕНИИ ОТКУДА-ТО НУЖНОГО КОЛИЧЕСТВА КРАСКИ МЕЧТАТЬ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ. УРОЖАЙ ПОДСОЛНЕЧНИКА БЫЛ ОТВЕЗЕН НА МАСЛОЗАВОД И ПЕРЕРАБОТАН В ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННУЮ ОЛИФУ. А ИЗГОТОВИТЬ КРАСКУ ИЗ НЕЕ БЫЛО УЖЕ ДЕЛОМ НЕ ТРУДНЫМ...» ЧТО ТУТ СКАЖЕШЬ? МОЖНО ТОЛЬКО СКЛОНИТЬ НИЗКО ГОЛОВУ ПЕРЕД ПАМЯТЬЮ ТЕХ, КТО ВОССТАНАВЛИВАЛ РАЗРУШЕННУЮ ВОЙНОЙ СТРАНУ, СОВЕРШАЯ ПУСТЬ НЕ РАТНЫЙ, НО ВЕЛИКИЙ ТРУДОВОЙ ПОДВИГ. ОТКУДА БРАЛИСЬ СИЛЫ, ЧТОБЫ ГОЛОДАЯ И ЖИВЯ В РАЗОРЕННЫХ ДОМАХ, «ПО ВИНТИКУ, ПО КИРПИЧИКУ» ВОЗРОЖДАТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ? ЧТОБЫ ЖИЛЫ РВАТЬ, ТАСКАЯ НА СЕБЕ РЕЛЬСЫ И ШПАЛЫ. И ПРИ ЭТОМ ПОНИМАТЬ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПУСТИТЬ НА ЛИНИЮ РЖАВЫЙ ТРАМВАЙ, И НЕ МАХНУТЬ УСТАЛО РУКОЙ: «НИЧЕГО, ВОЙНА ВСЕ СПИШЕТ…» И ВЫРАЩИВАТЬ ПОДСОЛНЕЧНИК, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ИЗ НЕГО КРАСКУ. В. МЕДВЕДЕВА.   ТРАМВАЙ В ПЯТИГОРСКЕ. НАШИ ДНИ.   ФОТО С САЙТА TRAMPARK.RU