Логотип Тагильский Рабочий

Едем? В Нижнем Тагиле на два рубля вырастет стоимость проезда в общественном транспорте

Плата за проезд в тагильских автобусах и трамваях увеличивается с 22 до 24 рублей. Это решение региональной энергетической комиссии, хотя тагильские перевозчики надеялись на 26.

Изображение Едем? В Нижнем Тагиле на два рубля вырастет стоимо Скачать изображение в формате JPG

Тему транспортных тарифов журналисты «ТР» и читатели активно обсуждали в мае этого года и пришли к выводу, что тогдашнее изменение стоимости проезда с 21 рубля на рубль ситуацию не спасет. Так оно и вышло - в часы пик в автобусах и трамваях народу битком, вечером не уехать.


24: мало или много?


Весной автоперевозчики, работающие по муниципальному контракту, говорили о том, что необходима прибавка хотя бы до 25 рублей. Осенью адекватной расходам уже считают плату чуть выше. Изменение цен на проезд помогло бы транспортным компаниям обновить парк, привести в порядок автобусы и маршрутки, которые уже давно работают в городе.

Стоимость ГСМ и ремонта с весны немного стабилизировалась. После лихорадочных скачков все плотно подорожало на 30-100 процентов, разница зависит от модели автобуса. Приобретать запчасти, менять шины, расходные материалы, платить водителям заработную плату (кстати, кадровый дефицит водителей – тоже огромная проблема!) предпринимателям не на что, а значит, и количество выпускаемых на линию автобусов сокращается. Почти вдвое выросла цена новых ПАЗов (с 2,5 млн. рублей до 4,5 млн.) и СимАЗов (с 5 млн. рублей до 10 млн.), ведь парк в перспективе необходимо обновлять. На этом фоне почти по-ангельски ведет себя главная составляющая тарифа - горючее, особенно бензин и газ, подорожавшие в течение 2022 года в пределах 0,5-1%. А вот дизель обскакал их процентов на 7-8.

Почему РЭК упорно не одобряет запросы транспортников, вопрос интересный. Все понимают: необходим объективный тариф, который позволил бы компаниям-перевозчикам развиваться, а не стагнировать. Возможно, комиссии не хватает документального подтверждения затрат или данных о пассажиропотоке? Так или иначе, но страдает важнейшая для любого рабочего города сфера.


Помним о пятачках


Кстати, обсуждение проблемы делит тагильчан на два лагеря. Одни не одобряют удорожания проезда сверх инфляции, другие считают рост платы до 25-27 и даже до 30 рублей обоснованным, правда, при условии введения проездных и льгот. А они в городе действуют только на трамвае.

Третьи готовы платить за билет на городских маршрутах ровно столько, чтобы проезд стал комфортным, автобусы придерживались расписания, а поздним вечером была возможность спокойно добраться с работы домой в отдаленные районы.

Почему народ столь болезненно реагирует на рыночную цену в городском транспорте, объяснимо. Если посмотреть, как изменились с советских времен цены на различные продукты и услуги, то транспорт окажется на самом верху рейтинга.

Катались за 3-5 копеек жители всей страны, теперь ездим по регионам – где за 20, а где и за 65 рублей. Разница эпохальная.

Вместе с тем, все прекрасно знают и понимают, что сферу транспорта, как и все ЖКХ, в большей степени содержало государство, а на долю жителей приходился минимум. Сейчас в помощь идут целевые госсубсидии, но предпринимателям от них не легче.

И все же, уверена, при разумной тарифной политике тагильчане давно бы ездили за те же 25 рублей и не чувствовали себя разоренными, если для студентов и пенсионеров действовали бы льготные проездные.


Познаем в сравнении


Раньше мы любили сравнивать себя с соседними регионами – с Пермским краем, Татарстаном, Башкирией, Удмуртией, Челябинской областью. У соседей транспортные расценки, даже в нестоличных городах, давно опережают наши. Зато и транспорт работает на более высоком качественном уровне.

Даже у части земляков-свердловчан в малых городах цены выше: с 5 ноября для компании, работающей в Верхней Пышме и Среднеуральске, тариф подняли с 25 до 27 рублей, для Ирбита – с 21 до 25 рублей, а в Екатеринбурге - 33 рубля вместо прежних 32. Справедливости ради отметим, что пассажиропоток в столице Урала выше, и значительно. Те же 22 рубля с июля платят, например, в Каменске-Уральском, который вдвое меньше Тагила.

Для большей объективности мы решили сопоставить города по иному принципу - по плотности населения, поскольку чем больше налогоплательщиков приходится на 1 кв.км, тем более благоустроенным может быть город. А для рентабельности общественного транспорта очень важны расстояния на маршрутах, которые должны быть востребованными.

По площади (298,5 квадратных километра) Нижний Тагил сопоставим с 20-25 городами, среди которых столичные Иркутск, Липецк, Кемерово, Томск, Магадан, Грозный, а также курортная Ялта. Но вот по численности (358 тысяч человек), да еще и похожих по климатическим условиям, собратьев нашлось немного. Нижнетагильская плотность населения в 1171 человек на квадратный километр позволяет нам поставить на одну доску стоимость проезда в шести городах (смотри инфографику).


Ирина ПЕТРОВА.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПЕТРА УПОРОВА.

 

Нижний Тагил (1171) – подняли с 22 до 24 руб.

Архангельск (1180) – увеличили с 29 до 34-36 рублей.

Волгоград (1175) – с 25 подняли до 30, по карте «Волна» поездка обходится в 23 рубля.

Улан-Удэ (1165) – выросла с 25 до 30 рублей в автобусах, с 20 до 25 – в трамваях.

Тюмень (1157) – после недавней прибавки на рубль - 30 рублей (29 по б/н расчету).

Старый Оскол (1120) – 25 рублей.

Новокузнецк (1295) - год назад подняли до 30 рублей наличкой и 25 - для б/н оплаты пассажирскими картами. Есть гибкая система скидок и бесконтактной оплаты специальными брелоками и браслетами.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы