2023-й год по указу президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника с целью «признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность». И сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника сразу же откликнулись на призыв популяризации данной профессии, организовав выставку, рассказывающую об истории тагильского образования со времен Демидовых и до наших дней. Кстати, по признанию музейщиков, многие из них сами получили педагогическое образование, поэтому у них такая большая потребность не только проводить экскурсии, но и учить: устраивать мастер-классы и тематические занятия, проводить викторины, квесты, беседы и лекции.
В двух залах и фойе представлено около 300 экспонатов, призванных раскрыть роль учителя - как наставника для тагильских учеников на протяжении 300-летней истории. Поэтому посетителям сначала рассказывают про цифирную школу, открытую при заводе Акинфием Демидовым, и про Выйское заводское училище, про приходское женское начальное училище и Павло-Анатольевскую гимназию. Далее разговор идет про советские школы фабрично-заводского ученичества и ремесленные училища, учителей-фронтовиков и открытие институтов. В витринах есть как грифельные доски и чернильницы с перьевыми ручками, так и прописи, буквари, учебники, пластмассовые счетные палочки, рубанки, готовальни, гальванометр, нивелир… А на стендах «советского зала» имена-легенды: Александр Лир, Борис Гейцан, Борис Гельруд, Юрий Петров, Валерий Шапко и многие другие.
В третьем зале желающие могут сравнить современный алфавит и дореволюционный, узнать названия букв: Г – глаголь, Д – добро, Е – есть, П – покой, С – слово, Т – твердо… Здесь же проводятся мастер-классы «Урок в старой школе», где можно попытаться освоить перьевые ручки, пишущие чернилами, и восковые дощечки, на которых делают записи специальными палочками. Как рассказала научный сотрудник музея Татьяна Золотарева, занятия рассчитаны на ребят, начиная с шести лет. Учащиеся получают теоретические знания и пробуют применить их на практике. Кроме того, здесь рассказывают и про обстановку, в которой приходилось учиться их сверстникам пару сотен лет назад, когда не было электричества, а источниками освещения служили лучины и свечи. Даже рецепт чернил дают. По предварительной заявке в музее готовы провести тематические занятия для школьников, телефон для справок: 37-02-01.
В день открытия выставки заместитель главы администрации города по социальной политике Валерий Суров отметил, что до сих пор помнит своих учителей-наставников и благодарен им за все. Он уверен, что любой учитель становится настоящим только тогда, когда рядом есть наставник, способный привить ему любовь к профессии. А еще он пожелал педагогическому институту больше ориентировать своих выпускников на то, чтобы они шли работать именно в образовательные учреждения, а не по другим специальностям. И эта реплика тут же вызвала бурное обсуждение среди посетителей, что подчеркивает актуальность затронутой темы.
Выставка получилась насыщенной и разноплановой, рассчитанной на интересы всех возрастов. И это неудивительно, ведь над ней работали сразу пять научных сотрудников: Марина Накорякова, Татьяна Смирнова, Татьяна Грязнова, Евгения Нестерова, заведующий историко-краеведческим музеем Сергей Старков.
Будет ли продолжение темы и создание цикла таких выставок? Время покажет. Но уже в день открытия преподаватель педагогического института краевед Ольга Рыжкова внесла предложение – организовать в конце года итоговую выставку, объединив самые интересные экспонаты из школьных и институтских музеев Нижнего Тагила. А что вы об этом думаете, уважаемые читатели?