Кто виноват и что делать?
Что послужило причиной трагедии, почему подобные происшествия повторяются из года в год, в каком режиме работают тагильские огнеборцы в пожароопасный период, об этом и о многом другом беседовал корреспондент «Тагильского рабочего» с Натальей ПУПЫШЕВОЙ, старшиной внутренней службы, радиотелефонистом центрального пункта пожарной связи.
– Причин того, что произошло накануне в Висиме, несколько, - вводит в курс проблемы Наталья Владимировна. – Прежде всего – это человеческий фактор. Обычно происходит так: кто-то бросает окурок, непотушенную спичку, и уже через несколько минут огонь выходит из-под контроля человека. Обыденными стали поджоги сора детьми, не вполне осознающими последствия своих действий. Отрицательно сказывается на обстановке и сухая ветреная погода, наличие заброшенных, необрабатываемых и заросших травой участков земли. Сухая трава вспыхивает, как порох. Подобные возгорания наиболее опасны и непредсказуемы. Направление распространения огня, его скорость зависят от ветра. Конечно, сейчас преждевременно говорить, из-за чьих действий пострадал поселок, итоги расследования станут известны позднее.
Аттестат «хорошистки»
Наталья Пупышева хорошо знает тему. Она служит в 9-м пожарно-спасательном отряде почти 10 лет, имеет квалификационное звание «Специалист III класса» и поощрение в виде благодарности от главного управления МЧС России по Свердловской области «За добросовестное исполнение должностных обязанностей, достигнутые положительные результаты в трудовой деятельности». Вряд ли выпускница Нижнетагильского государственного профессионального колледжа имени Демидова по специальности «юриспруденция», получая диплом с четверками и пятерками, предполагала, что всего через несколько лет окажется той соломинкой, за которую хватается очутившийся в беде человек. А ее голос способен успокаивать, вселять надежду.
– В обязанности входит прием и обработка сообщений о пожаре, взаимодействие с другими структурами. Звонящий в ЕДДС человек переводится на мой телефон. Главная задача – в самые короткие сроки уточнить, по какому адресу произошло возгорание, каких оно размеров, оценить угрозу для жизни и имущества, выяснить, где находится собеседник, дать ему инструкции, успокоить, отправить к нему технику. Бригада должна прибыть на место возгорания в течение 10 минут. Крайне важно это время удерживать человека на связи, особенно, если в трубке детский голос или плачет пенсионер, не давать им паниковать, прятаться от пламени и дыма под кроватью, в шкафу. Побудить покинуть квартиру или дом, выйти на балкон.
Восхищение в глазах сына
– За что вы получили благодарность от главного управления МЧС России по Свердловской области?
– В 2019 году произошел крупный ночной пожар в коллективном саду на Руднике. Руководство, анализируя действия диспетчерского состава по отправке техники и работе с подразделением, пришло к заключению, что необходимо поощрить грамотные действия сотрудников и мои в том числе. Благодаря слаженности коллектива удалось избежать серьезного ущерба и жертв. В садах постройки располагаются впритык, и наше подразделение совершило невозможное, локализовало огонь, отработало четко и оперативно.
– Как ваша семья относится к тому, что вы служите в пожарной охране, носите погоны?
– Папа – заслуженный железнодорожник, машинист. Мама трудилась начальником отдела кадров треста «Тагилстрой». Они одобрили мой выбор, ни слова против не сказали, только поощряли. Им нравилось, что дочь при погонах, при должности. Подруги и знакомые также восприняли это, как должное. Мужа поначалу не устраивало, что я на службе сутки через трое, а затем убедился, что график даже удобней, нежели пятидневка, больше времени остается детям. Один из них – первоклассник, второй учится в восьмом. Вчера забирала ребенка из школы, приехала за ним в форме, и такое восхищение в его глазах заметила. Говорит: «У нас в классе ни у кого больше нет мамы в форме, ты – самая классная!» Планирует служить пожарным.
– Сложно ли работать женщине в мужском коллективе?
– Коллектив у нас не совсем мужской. Диспетчерами служат женщины. Но руководят нами, конечно, мужчины. Они поддерживают, помогают. Когда впервые села за телефон принимать сообщения, очень боялась. Теория – одно, а практика – абсолютно другое. Наставник ободрял и подсказывал. До сих пор помню происшествие, на которое тогда отправила бригаду – на Вые загорелся трамвай.
Минута на спасение жизни
Руководитель Натальи Пупышевой - начальник центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения 9-го пожарно-спасательного отряда капитан внутренней службы Сергей Хахалев. Он отзывается о коллеге так:
– Наталья организует высылку спасательных сил и средств, управляет ими по рации. Необходимо обладать оперативным мышлением и опытом, чтобы в разговоре с ребенком, не знающим своего адреса, по описанию дома или двора определить его месторасположение. Если она ошибется, тактические действия окажутся не соответствующими реальным обстоятельствам, будут жертвы. Наташа не принимает участия в борьбе с огнем, но считается участником действий по тушению пожара. От нее зависит, удастся спасти людей или нет. Ее золотое правило: «Каждая секунда – это вдох человека». За одну минуту должна оценить степень опасности, масштаб пожара и принять единственно верное решение. И это у нее получается хорошо.
Олег ЗЯБЛОВ.