Логотип Тагильский Рабочий

«РахманинOFF» не прощается…

В нижнетагильской филармонии состоялась творческая встреча с музыкантами, которые участвовали в серии концертов в честь 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова.

Изображение «РахманинOFF» не прощается… Скачать изображение в формате JPG

Заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан, заслуженный артист Удмуртской Республики Евгений МИХАЙЛОВ, фортепиано (Казань), лауреат международных конкурсов Елена ВИТКО, меццо-сопрано (Екатеринбург), лауреат премии «Браво», дирижер симфонического оркестра Государственной филармонии Алтайского края Дмитрий ЛУЗИН (Барнаул) рассказали о впечатлениях от фестиваля, поделились своим отношением к произведениям великого русского композитора и ответили на вопросы поклонников музыки.

Сложный, но такой любимый

- Огромная честь петь дома, где ты родился, где учился, - начала встречу Елена Витко. - Рада была пригласить на концерт любимых людей и тех, кого хотела увидеть. Получила массу удовольствия от выступления, хотя, может быть, что-то не получилось. Благодарна каждому, кто присутствовал. Отдача зала была огромной поддержкой, потому что Рахманинов - очень сложный для исполнения композитор, но такая отрада, любовь. Спасибо!

- Рахманинов - композитор номер один в русской музыке, выдающийся дирижер, невероятная величина в мировой музыке, - говорит Дмитрий Лузин. - Для оркестра - это пример исполнения трудных произведений, таких, как Второй концерт для фортепиано с оркестром, как «Рапсодия на тему Паганини» и кантата «Весна» - наверное, самое сложное произведение в программе - русский импрессионизм своего рода. На репетиции работали не только над музыкой, выравнивали динамику и баланс текста, темп хора, солиста и оркестра. Из колледжа хор молодой, привыкали работать с рукой, поэтому ориентир - только на дирижера. С солистом Алексеем Петровым встречались за неделю до концерта в Екатеринбурге, отработали, чтобы партия обманутого мужа не превращалась в «историю маньяка», - улыбается Дмитрий. - А чтобы это был страдающий образ. В этом произведении прозвучал английский рожок. Впервые к оркестру присоединился музыкант из Екатеринбурга, играющий несколько красивых соло на рожке. «Демидов-камерата» - замечательный профессиональный оркестр, чуткий и отзывчивый, отличные музыканты, способные донести до слушателя все эмоции и переживания.

- Каждый приезд в ваш город - цейтнот, - поделился Евгений Михайлов. - Времени для знакомства с достопримечательностями нет. Могу рассказать только о своих впечатлениях о филармонии, об оркестре, о фортепиано. Оркестр очень чуткий, тут же меняет какие-то детали звучания. Думаю, здесь две составляющие - это замечательные музыканты, приглашенные и здешние, и, конечно, мастерство маэстро, который смычком, как точным движением скальпеля, отсекает ненужное. Зал филармонии стал лучше звучать, но, в то же время, как во многих залах страны, есть недостаточная полетность акустики.

Второй концерт и рапсодия

- Что касается программы, - продолжает Евгений. - Второй концерт и рапсодия - это два знаковых концепта, два различных стиля, написанные в разные периоды жизни композитора. Для меня это живые впечатления двадцатилетней давности, когда именно с «Рапсодией на тему Паганини» я победил на Международном конкурсе имени Сергея Рахманинова в США. Это был очень сложный конкурс. До сих пор в памяти - 2,5-тысячный зал после твоего выступления в едином порыве встает.

Несколько лет назад англичане проводили опрос по многим странам мира, какое музыкальное произведение является самым популярным, и им был признан Второй концерт Рахманинова.

«В принципе, играть на клавире просто, достаточно только вовремя нажимать нужные клавиши», - так говорил Иоганн Себастьян Бах, - смеется пианист. - Сколько бы ни общался с коллегами по цеху, все до одного признают, что нет фигуры равновеликой Рахманинову как пианисту, потрясающе владеющему инструментом. Что касается сложности исполнения его произведений, то прав Денис Мацуев, который как-то подсчитал количество нот в Третьем концерте Рахманинова - 55 000! И это действительно огромная сложность для любого пианиста - освоить текст произведения, сыграть его на достойном уровне, да еще с такой легкостью, чтобы никто не заподозрил, какая это тяжелая работа. Рахманинов - трудный композитор, но вместе с тем он невероятно многое дает с точки зрения развития музыканта, духовного и душевного. Очень рад, что в этом году не по принуждению, а по велению сердца идет огромное празднество в связи с его юбилеем, и не только в России.

Как рождаются творческие союзы

- Могу добавить про дыхание, - вновь вступила в разговор Елена Витко. - Каждый романс Рахманинова имеет огромный диапазон, как ария. Для меня это огромное удовольствие - выдержать две октавы. Спасибо преподавателям и тагильским, и из консерватории Екатеринбурга. Мне нравится исполнять романсы в дуэте с пианистом, но есть мечта выступить с оркестром, почувствовать эту мощь, прикоснуться к огромному богатству звуков.

- Произведения Рахманинова часто перекладывают в оркестровую транскрипцию, - добавил Дмитрий Лузин. - Смотришь его музыку, а она уже, как партитура, просто просится в оркестр. Я несколько романсов оркестровал.

- Если можно, поделитесь, пожалуйста, таким богатством, - обратилась к Дмитрию Елена. - А мы здесь исполним Рахманинова.

- Хорошо, - ответил опытный дирижер. - У меня даже полностью оркестрован поздний цикл романсов Рахманинова на стихи поэтов-символистов Блока, Андрея Белого, Брюсова, Бальмонта, Сологуба.

- Зарождается творческий тандем, - не сдерживая улыбку, констатировал Евгений Михайлов.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы