Логотип Тагильский Рабочий

Разговор о важном

Эксперты в области образования и охраны правопорядка пришли к интересным выводам: в школах, всерьез занимающихся воспитанием детей, заметно снижается как уровень буллинга, так и число нарушений закона, совершенных учащимися. Сегодня в образовательной сфере формируется среда, одним из ключевых звеньев которой является воспитание.

Изображение Разговор о важном Скачать изображение в формате JPG

Завершившийся учебный год принес много новшеств в школы: реализация воспитательных задач заложена в обновленных федеральных образовательных стандартах. В школах появился новый специалист – советник директора по воспитанию. Еженедельно проходят «Разговоры о важном». Каждый понедельник начинается с линейки, где торжественно поднимают государственный флаг Российской Федерации.


Как воспитательная деятельность проходит в тагильских школах? Об этом в редакции «Тагильского рабочего» в рамках «круглого стола» говорили с директором школы №9 Еленой Соколовой, директором 61-й школы Ларисой Гизенко, заместителем директора по воспитательной работе школы №21 Светланой Соколовой и заместителем начальника управления образования администрации Нижнего Тагила по обеспечению организации и качества образования Еленой Беляевой.


Сохранение традиций


Итак, особенности воспитательной работы на современном этапе. Что из прежнего опыта можно активно использовать, а что – нет?


Елена Беляева: Сегодня воспитательная работа – это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения – так определено в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Не случайно воспитание стоит на первом месте: это фундамент, определяющий, кем станут наши дети, какие жизненные принципы и человеческие ценности будут в них заложены.


Для этого созданы единые воспитательное пространство, федеральная программа воспитания, календарный план воспитательной работы. В 2022-2023 учебном году запущена реализация новых просветительских проектов. С 5 сентября школы города стали участниками масштабного проекта – это цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».


Каждая учебная неделя начиналась с классного часа «Разговоры о важном». Это живой разговор с учителем. Центральные темы - патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. В помощь классному руководителю подготовлены единые федеральные методические разработки, темы и содержание этих часов, интерактивные и творческие занятия.


Важный элемент воспитания гражданина страны – церемония поднятия государственного флага Российской Федерации, исполнение гимна. Это символы, в которых отражены наша история, победы и свершения.


56 школ, 217 классов, 3044 учащихся стали участниками нового, интересного проекта «Орлята России!» Это программа развития социальной активности обучающихся начальных классов в рамках национального проекта «Образование».
В течение учебного года участники проекта прошли подготовку по образовательным трекам – творческим заданиям для коллективного выполнения. Уникальность программы в том, что в ее реализации участвует команда – учащиеся класса, учитель начальных классов, старшеклассник-наставник, родители.


Воспитательная среда включает и создание школьных театров, музеев, хоров, военно-патриотических клубов, медиацентров, школьных спортивных клубов. В 60 школах нашего города созданы центры детских инициатив. Это многофункциональное пространство для общения вне учебного процесса детей, где ребята создают и реализуют собственные внеклассные проекты, встречаются с представителями детских и молодежных объединений. Макет центра разрабатывали дети.


В 60 школах появились советники директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями. Они вовлекают детей в проектную и общественно-полезную деятельность, организуют патриотические слеты и акции, выявляют, информируют и сопровождают детей во всероссийских конкурсах. Задача советника директора - системная адресная работа с детьми, родителями и педагогами.


Детские общественные объединения - наш приоритет, и здесь есть хорошие традиции – это краеведческая игра «Я-тагильчанин», «Мы живем на Урале», Федерация детских общественных организаций, Российское движение школьников, которые нашли продолжение в новом детском общественном объединении «Российское движение детей и молодежи». «Движение первых» объединило на одной платформе РДШ, юнармию, «Большую перемену» и др.


Уникальная система воспитания, сложившаяся в нашем городе, сохранена и продолжает развиваться.


Светлана Соколова: Каждая школа по-своему уникальна, несмотря на единые стандарты. История микрорайона и школы наполнена событиями и традициями, которые необходимо сохранять. Есть образовательные организации, прекрасно реализующие краеведческие игры, есть школы со спортивным уклоном или, например, как у нас – основу воспитания составляет кадетство. Важен и коллектив – это краеугольный камень системы, ведь, если рядом с ребенком не тот человек – никакие инновации и усовершенствования не принесут результата.


Елена Соколова: Помогает сохранять традиции и музейное движение. Сегодня в каждой школе существует выставочное пространство, и это замечательно! Процесс его создания затрагивает патриотическое воспитание, любовь к малой родине, сохранение исторической правды и наследия поколений. Благодаря интеграции фундаментальных основ и новых форм удается добиться нужного воспитательного эффекта.


Диалог с учеником


Заменили ли «Разговоры о важном» классные часы?


Елена Соколова: Нельзя сказать, что это замена классным часам, ведь программа этих занятий входит в курс внеурочной деятельности и охватывает те актуальные темы, которые нужны современному ребенку. Классные часы – это несколько другое. Обычно на них решаются организационные вопросы, обсуждаются события в классе, проводятся тренинги.


Светлана Соколова: «Разговоры о важном» вызывают ученика на диалог. Детям не хватает общения на определенные темы, а эти уроки как раз и удовлетворяют потребность в общении детей на важные темы, закладывают ценностные отношения. Методические материалы к этим занятиям, предлагаемые на федеральном уровне, качественные и интересные, некоторые из них педагог может использовать и во время уроков, внеурочных занятий. Одной из недавних тем «Разговоров о важном» стал «Бессмертный полк»: ребята изучили историю своей семьи, собрали информацию о родственниках, участвующих в Великой Отечественной войне, а результатом работы стала школьная стена Памяти. Или, к примеру, ребенок должен знать, что это за стела, к которой он пришел и возложил цветы, понимать смысл своих действий. Этого мы, учителя, не можем оставлять без внимания. Такие уроки очень важны.


Лариса Гизенко: Согласна с коллегами. Мне нравятся «Разговоры о важном». Объясню почему: государство дает установки (не в приказном формате - в содержательном), о чем говорить, что не должно пройти мимо ребенка. Раньше мы самостоятельно составляли воспитательные программы, а теперь все дети страны находятся в равных условиях в части получения необходимой информации. Мне кажется, это очень ценно. Мы хотим видеть результат работы и выпускать из школы гражданина со сформированной позицией и богатым духовным миром.


Елена Соколова: Все педагоги разные, у каждого свои взгляды и методики. Сейчас мы столкнулись с необходимостью реализовывать курс «Разговоров о важном» – и это пошло на пользу не только детям, но и нам. Расширяем спектр своих компетенций.


Спустя год «Разговоров о важном» видны результаты в поведении детей?

Светлана Соколова: Определенно, да. Сейчас дети ждут старта недели – поднятия флага, исполнения гимна и «Разговора о важном». Это задает тон.


Школа и родители


Воспитание ребенка невозможно без взаимодействия с семьей. Как школа контактирует с родителями?


Светлана Соколова:
Временами сложно, но делать это необходимо. Влияние семьи первично, поэтому школа должна помогать родителям в воспитании. Иногда советуем прочитать нужную литературу, изучить сайт с методическими рекомендациями. Очень важно мотивировать и объяснять тонкости как воспитательного процесса, так и образовательного.


Лариса Гизенко:
Часто родители обращаются за помощью. У нас общая цель – сложившаяся жизнь ребенка, поэтому, конечно, двери школы для родителей всегда открыты.


Елена Беляева:
В этом году мы создали городской родительский комитет. Стало хорошей традицией проведение ежемесячных встреч, на которых обсуждается большой спектр вопросов образовательной деятельности: родительского контроля над качеством школьного питания, безопасности детей, организации в школах воспитательной работы, знакомили с системой работы образовательных учреждений.
В этом году Нижний Тагил впервые принимал участие во II областном слете родительских комитетов Свердловской области «Современный родитель современной школы».


Оправдывает ли себя введение должности советника директора?


Елена Беляева:
В 2022 году Свердловская область приняла участие в реализации пилотного проекта «Навигаторы детства», и мы не можем не отметить, что из 64 образовательных учреждений Нижнего Тагила по результатам конкурсного отбора 60 успешно прошли испытания. Появились новые специалисты в области воспитания. Безусловно, введение новой должности оправдано. Советника можно сравнить с пионервожатым, который, прежде всего, становится для детей другом.


По данным опроса ВЦИОМ, 44% родителей школьников 5–11-х классов полагают, что такой специалист нужен школе, а 39% отмечают, что появление советника по воспитанию в школе положительно влияет на воспитательную работу. Как оценивают их работу тагильские ученики и их родители?


Светлана Соколова:
Сначала скептически относилась к появлению новой должности. Но спустя время поняла, что такой человек необходим. В основном, советники по воспитанию – молодые люди – активные, открытые ко всему новому и генерирующие свежие идеи. Не зря их называют «навигаторами детства». Такой человек нужен любой команде, без него наша деятельность не была бы настолько яркой и эффективной. Дети рады обрести новых наставников, а место их встреч – центр детских инициатив – стало точкой притяжения всех учеников.


Помимо новой должности есть еще одно нововведение: зарождение и развитие Российского движения детей и молодежи. Что это: возрождение пионерии или уникальный проект?


Елена Беляева:
Это уникальный, масштабный проект, который создан по инициативе детей и объединил их в знаниях и творчестве, в науке и технологиях, в труде и спорте, в сохранении природы… «Движение первых» синхронизировало все молодежные организации и движения страны.


Сегодня ребята из 60 тагильских школ уже стали участниками «Движения первых», а значит, определились с направлениями работы. Координируют первичные отделения, муниципальные, сформированные на базе городского дворца и районных домов творчества.


Вы только вдумайтесь, как гордо звучит миссия этого движения: «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми»


Педагогии наставники


2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Что уже сделано?


Елена Беляева:
Год, безусловно, особенный. Все мероприятия посвящены профессии педагога. Взрослые и дети вспоминали своих первых учителей, знакомились с педагогическими династиями. В шести тагильских школах №61, 81, 75/42, 90, 44, гимназии №86 открыты педагогические классы. Может быть, 2023 год поможет детям выбрать одну из самых благородных профессий – профессию учителя!


Среди основных мероприятий в плане предусмотрены выставки, образовательные события, проекты, которые освещают деятельность системы образования, ее историю и развитие.


В первом полугодии прошли муниципальные этапы Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Воспитатель года». Победители и призеры приняли участие в региональном этапе. Наши педагоги Журавлев И.А. и Елкин Е.А. стали финалистами регионального этапа «Учитель года». Воспитатель объединения «Солнышко» А.Э. Зараменских - победитель регионального этапа «Воспитатель года», будет представлять Свердловскую область на всероссийском конкурсе, а также получит премию губернатора. К.В. Плахова,

учитель-логопед детского сада №107 объединения «Радость», заняла III место. Призера также поощрят премией.
Политехническая гимназия вошла в список сильнейших школ России в области математики и естественных наук. Рейтинг был составлен образовательным центром «Сириус».


Школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов - обладатель гранта в размере 800 000 рублей проекта «Верный отличник». На эти средства будет оборудована воркаут-площадка на территории школы.


Руководитель театральной студии «Зеркало» ГДДЮТ А. Г. Галкина стала лауреатом премии Союза театральных деятелей Российской Федерации «Признание»-2023 в номинации «За вклад в развитие любительского театра России».


Два педагога тагильских школ №1 им. Н.К. Крупской и №21 стали призерами регионального конкурса «Лучший наставник» инновационного проекта «Спорт-лидер».


В апреле состоялась первая городская конференция будущих педагогов, где учащиеся педагогических классов защищали свои проекты. В летние каникулы открыты профильные смены, в том числе педагогические.


Для педагогов дошкольных образовательных учреждений совместно с МАДОУ «Детство» реализуется проект «Педагогический трамплин». Состоялась педагогическая конференция «Лаборатория профессий. Дошкольник. Лучшие практики». По ее итогам на сайте «Дом учителя» опубликован электронный сборник лучших практик.


В рамках Года педагога и наставника состоялся региональный этап всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Е. В. Киоссе, учитель русского языка и литературы гимназии №18, – призер конкурса.


На сайте управления образования и в социальных сетях ведутся рубрики «Признание ТОП-100», где знакомим с педагогами, которые в разные годы становились победителями и призерами городских, областных и всероссийских профессиональных конкурсов.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы