Логотип Тагильский Рабочий

Не мастерская и не храм, а наш общий дом

О существовании станции юных натуралистов, разместившейся в неприметном здании в одном из дворов на улице Пархоменко, знает далеко не каждый тагильчанин.

Изображение Не мастерская и не храм, а наш общий дом Скачать изображение в формате JPG

Между тем, городская станция юннатов существует в Нижнем Тагиле с 1976 года, и ежегодно в ней обучается около двух тысяч человек. Воспитанники регулярно занимают призовые места на всяческого рода олимпиадах, конкурсах и конференциях, становятся номинантами премии губернатора Свердловской области.


На станции трудятся знающие специалисты, любящие детей и свою работу.


Накануне ежегодно отмечаемого в России в июне Дня эколога мы встретились с методистом станции юных натуралистов Ольгой СЕМЕНОВОЙ и узнали от нее, чем занимаются здесь учащиеся, как взрослые прививают им бережное отношение к окружающей природе.


Прежде всего, дабы определиться с терминами, мы попросили доступно объяснить, как нужно правильно понимать термин «экология», а также, кто такие экологи, что входит в их сферу компетенции.


– Экология – это наука об окружающей среде, о том, что окружает человека, о многочисленных факторах, воздействующих на его жизнь, - начала объяснение Ольга Владимировна. – В этом смысле термин используется в научном сообществе. Но, говоря об экологии, еще имеют в виду загрязнение природы в результате деятельности человека.


Увидел, понял, сделал вывод

– Ольга Владимировна, зачастую, когда речь заходит об экологическом образовании, под ним подразумевается что-то теоретическое, абстрактное, мало соприкасающееся с реальностью. Таково ли оно в действительности?


– Абсолютно не согласна с таким пониманием предмета! – возмущается методист. – Заниматься экологическим просвещением - значит не только рассказывать, какой вред наносится окружающей среде или как ее стараются спасти, но и на конкретных жизненных примерах обсуждать взаимоотношения природных организмов.


Другим не менее важным направлением является поддержка воспитанников в написании исследовательских проектов. В основе которых - практика. Автор должен сам потрогать, увидеть, ощутить и сделать вывод.


– Как формировать экологическое мировосприятие?


– С 2019 года на станции юных натуралистов функционирует региональный ресурсный центр, координирующий экологическое образование во всем регионе, а в 2020-м открыта областная экостанция. Весной и осенью мы принимаем участие в экологических субботниках. Дети и педагоги выезжают в определенный район города, к примеру, на Пырловку или на Голый Камень, где собирают мусор, сортируют по мешкам, которые вывозят затем на свалку. Подобная практика, во-первых, демонстрирует ученикам то, сколько хлама оставляют после себя люди в местах отдыха, а во-вторых, приучает к иному поведению, в основе которого будет лежать экологическое мышление. Природа все-таки не мастерская. Но и не храм. Это наш общий дом, правильно жить в котором мы учим детей. Так жить, чтобы дом не сгорел, не развалился.


Кроме того учащиеся наблюдают, ведут подсчет водоплавающих птиц. Несведущему человеку кажется, что зимующие на водоемах Нижнего Тагила уточки – это красиво, однако проблемой является то, что птицы при этом утрачивают навыки миграции, поиска корма, становятся менее пугливыми.


На базе РРЦ и областной экостанции проводится выездная летняя экологическая смена. В загородном лагере с воспитанниками ведутся образовательные экозанятия, завершающиеся областным экологическим слетом.


Совместно с природным парком «Река Чусовая» организуем летнюю экологическую школу для 100-130 человек. Дети некоторое время живут в палатках, изучают растительные и животные сообщества текущей реки, стоячего водоема, знакомятся с редкими растениями.


В течение июня на станции действует детский лагерь - примерно на 40 человек.


Дети проходят различные мастер-классы естественно-научного характера. Среди тем, которые намечены на изучение - «Занимательные опыты и эксперименты», «Определение травянистых растений в городе», «Распознавание птиц по голосам», «Изучение строения рыб», «Способы пересадки растений в теплицы», «Лекарственные растения на приусадебном участке».


– Какие образовательные программы с экологической составляющей позволяют реализовать те мероприятия, что вы перечислили?


– Перечень образовательных программ, разрабатываемых преподавателями СЮН, необычайно широк. Судите сами. Например, «Войди в природу другом», «По Уралу с рюкзаком», «Birdwatching», «Биохимия жизни» и другие. Имеются прикладные направления, когда дети изучают живую природу и воспроизводят ее с точки зрения художественного восприятия: изготовляют панно из природного материала.


К примеру, основными экологическими проблемами Нижнего Тагила, помимо загрязнения воздуха, являются нанесение вреда почве, воде отходами промышленного производства и органикой. Воспитанники станции юных натуралистов в меру сил занимаются исследованиями данной проблематики, в частности, изучают связь загрязнения Черноисточинского пруда с цветением сине-зеленых водорослей.


Человек – лишь часть


– Главная цель деятельности станции, в чем она?


– Сформировать у ребенка экологическое поведение, осознание, что человек лишь часть природного сообщества, что он живет в нем и должен его сохранить.


Не исключено, что кто-то из них в будущем захочет стать инспектором особо охраняемых природных территорий, специалистом по экологическому просвещению, экскурсоводом. На станции у ребенка есть возможность самореализоваться. В качестве примера назову учащуюся школы №75/42 Алину Тереб.


Она занималась у нас 10 лет и на протяжении указанного времени разрабатывала тему «Изучение трутовых грибов города Нижний Тагил и его окрестностей». На областном экофоруме в Екатеринбурге ее работа заняла призовое место и была выдвинута на премию губернатора Свердловской области.


В 2022 году Таисья Масленникова, школа №32, получила премию губернатора за разработку темы об антиоксидантных свойствах каротиноидов, содержащихся в плодах и листьях рябины. Это всего лишь два примера, в действительности их гораздо больше, выделить кого-то конкретного сложно, молодцы все.


– Какие планы на будущий учебный год?


– С сентября предполагается открыть направления профориентации и лесного дела. В проекте «Новые места» обновятся программы. Они непременно будут связаны с натурализмом, изучением живой природы и краеведением.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Новости из раздела

Поиск по сайту

Разделы